Купить Снять
Избранное
Избранное:

Вокзал для своих

Вокзал для своих

Горожане обеспокоены новыми сносами на исторической территории, на этот раз демонтажные работы начались на Варшавском вокзале. Какой характер носят эти работы и будут ли сохранены исторические здания, рассказали на встрече с журналистами градозащитники, эксперты ВООПИиК и представители подрядчика, ведущего работы на объекте


Объект культурного наследия «Комплекс построек Варшавского вокзала» – это целый ансамбль, включающий в себя как здание самого вокзала, так и прилегающие к нему жилые и хозяйственные постройки, привокзальную площадь, железнодорожные депо, водонапорную башню и другие инженерно-технические объекты. Среди них есть как выявленные объекты культурного наследия, так и просто исторически ценные здания. Есть здесь, конечно, и довольно много советских построек, не несущих никакой ценности. Что есть что, покажет экспертиза: ее уже проводит ВООПИиК. Пока заключения экспертов нет, некоторые СМИ уже сообщили о сносе исторических зданий на территории Варшавского вокзала. «Не в наших правилах комментировать ситуацию до окончания экспертизы, но в последнее время появилось много неквалифицированных и неточных информационных сообщений, – говорит заместитель председателя петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов. – Начиная тем, что ценных объектов на этой территории вовсе нет, и заканчивая новостями о том, что многие здания уже снесены. И то, и другое далеко от реальности».

Новая экспертиза
Варшавский вокзал, построенный в середине XIX века для сообщения Петербурга с Гатчиной и некогда служивший «окном в Европу», сегодня несет совсем иную функцию – в здании вокзала расположен ТРК «Варшавский экспресс». На то, что это здание навсегда лишилось своей былой роли, говорит как адрес сайта ТРК (vokzala.net), так и его слоган («Варшавский – больше не вокзал»). Однако применение многим прилегающим постройкам до сих пор не найдено. Территории за Варшавским вокзалом принадлежат сразу нескольким владельцам, и их неконтролируемая застройка, равно как и запланированная пробивка Измайловского проспекта и новых улиц, неминуемо изменит исторический облик комплекса.
 
Неопределенность и отсутствие информации о предполагаемых проектах заставили горожан осенью прошлого года обратиться к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой решить судьбу исторических зданий, среди которых есть объекты, потерявшие охранный статус и находящиеся под угрозой сноса.
 
Расставить все точки над i должна экспертиза, которую уже проводят специалисты под руководством ведущего эксперта по промышленной архитектуре, члена президиума петербургского отделения ВООПИиК Маргариты Штиглиц. Сейчас экспертная комиссия изучает архивные документы и проводит натурные работы на объектах. Погодные условия для этого подходят плохо, но дело не терпит отлагательств. «Примерно половина территории оформляется в собственность “ЛенСпецСМУ”. На их участке находятся четыре уже выявленных объекта культурного наследия, но также есть исторические здания с неясным статусом. С этой компанией мы находимся в тесном контакте, на других собственников мы можем влиять в меньшей степени», – говорит Александр Кононов.
 
Экспертиза будет завершена к концу февраля, однако демонтаж зданий и разборку железнодорожных путей под новое строительство уже идут. Именно эти демонтажные работы беспокоят горожан.
 
«Мы выступаем лишь в качестве подрядчика по демонтажу, но мы не хотим быть архитектурными экстремистами, – говорит Елена Мургина, директор по связям с общественностью ГК «Размах», осуществляющей работы. – Мы не ставим перед собой цель уничтожить не защищенные законом исторические здания, чтобы облегчить себе работу. Мы ждем результаты экспертизы. Демонтажные работы сейчас ведутся только на тех участках, где точно нет исторических объектов. Если мы видим здание из красного кирпича, имеющее характерные признаки исторического объекта, но не имеющее охранного статуса, мы его не трогаем».

Сохранить и развить
У архитекторов, проводящих экспертизу, задача не из простых. «Пока проекты планировки этих территорий только разрабатываются, нужно не просто успеть определить ценность находящихся там построек, чтобы не потерять важный в историческом отношении фрагмент города, но и способствовать тому, чтобы эта территория обрела новую жизнь, вышла из запустения, – говорит Александр Кононов. – От этого, в общем-то, и страдали исторические постройки: они не охранялись, были пожары, в них постоянно обитали какие-то посторонние лица».
 
Когда экспертиза будет завершена, она поступит на согласование в КГИОП, который включит оговоренные объекты в охранный реестр. Александр Кононов признался, что не видит причин, по которым бы 
КГИОП мог не согласовать экспертизу, поскольку никаких городских интересов, которые были бы нарушены, здесь нет, однако допустил, что по локальным вопросам будут непростые консультации по поводу того, как на практике реализовать выводы экспертизы.
 
«Например, поворотный круг: с точки зрения его сохранности, его нужно не оставлять на открытом месте, где его распилят на металлолом вандалы, а поместить в музей железнодорожной техники, – говорит Александр Кононов. –  Там его можно отреставрировать и вернуть ему функцию, сделать из него интерактивный музейный экспонат». Однако перемещение поворотного круга повлечет за собой юридические проблемы. Дело в том, что необходимо обосновать смену места выявленного объекта культурного наследия, который по закону является недвижимым. Примеры таких «перемещений» уже есть, правда, большая их часть носит негативный с точки зрения охраны памятников характер. Эксперты надеются, что им удастся создать первый полезный прецедент.
 
Представители ВООПИиК особо подчеркнули, что ни один из десяти объектов этой территории, которые уже находятся под охраной, в результате новой экспертизы снят с охраны не будет. Единая охраняемая территория также сформирована не будет, поскольку объекты находятся на значительном удалении друг от друга.
 
Какие из полутора десятка пока не охраняемых исторических зданий войдут в реестр, станет известно по окончании экспертизы, в конце февраля. В эти же дни на городском Градсовете будут представлены и первые проекты застройки территории Варшавского вокзала, которые готовит архитектурная мастерская 
«Студия 44».


Рубрика:

Город

Теги:

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Город"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Актуальное"

Статьи о недвижимости