Купить Снять
Избранное
Избранное:

Рекламу на фасадах отпустили

Рекламу на фасадах отпустили

К чему приведет отмена согласования с жильцами дома вывесок на фасаде?


Несколько недель назад Верховный суд разрешил предпринимателям не получать письменное согласие жильцов многоквартирного дома для размещения на фасаде или крыше информационной вывески: суд отменил соответствующий пункт «Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти города при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге». Отменен пункт 4.1, согласно которому при согласовании вывески к заявлению предпринимателя должно прилагаться «письменное согласие собственника на присоединение к этому имуществу объекта для размещения информации с приложением документа, подтверждающего права указанных лиц на это имущество».

Теперь согласовательная функция полностью отдана управляющим компаниям, которые и будут от имени собственников квартир выдавать предпринимателям согласие и выставлять свои условия, касающиеся в том числе и цены вопроса. Однако многие владельцы и арендаторы коммерческих помещений поняли изменения так, как удобно им: раз установку вывесок не надо согласовывать с жильцами, значит, их можно вешать где угодно, на свое усмотрение.

Сохранить «лицо»
Размещать информацию о том, что за объект расположен в конкретном месте, предпринимателя обязует закон «О защите прав потребителя». Сделать это можно в виде информационной вывески, прикрепленной в том числе и на фасаде жилого многоквартирного дома. Однако как текущий, так и капитальный ремонт дома собственники помещений должны оплачивать самостоятельно, и выходит, что «латать» дыры в фасадах, возникающие при креплении вывесок, жильцы должны за свой счет.

Выход тут один – договариваться с предпринимателями и брать плату за размещение таких вывесок. Но далеко не все предприниматели готовы идти навстречу. А новое решение суда, испорченным телефоном разнесшееся в предпринимательской среде, подтолкнуло к самоуправству даже тех, кто поначалу был осторожен.
По словам руководителя Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городская реклама и информация» Юрия Волкова, число документов, поданных на согласование без письменного согласия собственников, увеличилось в разы.

«Многие предприниматели восприняли решение суда как вседозволенность, – говорит вице-президент РОО «Самоорганизация граждан Санкт-Петербурга в жилищной сфере» Андрей Китаев. – Но использование этого общего имущества невозможно ни по Жилищному, ни по Гражданскому кодексам. Оплачивать ремонт придется жильцам, а в центре города это приличные деньги». Андрей Китаев сетует на то, что подобные судебные решения начисто разрушают диалог, который только было начал налаживаться между советами многоквартирных домов и предпринимателями. Вот и приходится им теперь встречаться на нейтральных площадках в присутствии журналистов.

Бизнес против
Но и предприниматели просят их понять: собирать согласие с каждого жителя, говорят они, было просто невозможно.

«Раньше при подаче документов прилагались согласия собственников, но взять это разрешение было очень тяжело, – говорит гендиректор компании «А-реклама СПб» Юлия Шаповалова. – Не все собственники давали его безвозмездно, и не было четко прописано, в каком виде должно быть это разрешение. Решение суда не лишило собственников возможности участия в решении вопроса размещения информационных вывесок, суд лишь постановил, что этот вопрос должен решаться между управляющими компаниями и предпринимателями».

Представители бизнеса жалуются и на своих коллег, действующих незаконными методами. Например, управляющие компании по отдельным адресам разрабатывают общую концепцию дома, своеобразный регламент, в котором прописаны и параметры вывесок. Однако пока добросовестная компания работает над макетом вывески согласно регламенту, свободное место занимают те, кто не спрашивал разрешения и не читал концепции дома. «Иногда районные художники прямо говорят, что все завешано и “даже не знаем, куда вас вместить”. Получается, что предприниматель, честно пытающийся согласовать интересную, красивую конструкцию, которая не будет никому мешать, натыкается на препятствия», – говорит Юлия Шаповалова.

Поддержала бизнес и председатель Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе города Елена Церетели. «На протяжении двух лет мы с коллегами из Комитета по печати пытались найти компромиссное решение, поскольку как только появилось обязательство предоставлять согласие всех собственников, рынок встал. Коллеги не могут это не подтвердить. Отчасти проблема была решена тем, что Комитет по СМИ отрегулировал вопрос принятия заявок и выдачи разрешений или отказов, но принципиально вопрос согласований с жильцами не был решен. Далеко не все управляющие компании или собственники жилья согласны были участвовать в этом процессе. В результате структура, которая занимается данной сферой, обратилась в суд. Но речь не идет о том, что не надо согласовывать информационные вывески с жильцами. Просто решение принимать будут управляющая компания и та организация, которая размещается в этом доме».

Елена Церетели добавила, что закон «О защите прав потребителя» – закон федерального уровня, а значит, находится над всеми региональными законами и обязателен к исполнению в первую очередь. Согласно ему, открывая бизнес, предприниматель просто обязан уведомить о себе, для этого и служат информационные вывески. Поэтому искать компромисс жильцам и предпринимателям придется в любом случае.

Разобраться в понятиях
Но вывеска вывеске рознь. Во-первых, законодательно никак не регламентирован вопрос размера этой вывески. И табличка размером с уличный указатель, и огромный баннер на фасаде или крыше – все это вывеска.

Следующая группа претензий – это вывески, которые частично закрывают жильцам дома обзор из окон. К счастью, с такими вывесками можно бороться в суде.

Настоящей же проблемой является, как выяснилось в ходе дискуссии, непонимание как жильцами, так и предпринимателями самого понятия «информационная вывеска» и ее отличий от рекламы, правила установки которой гораздо строже. Рекламная вывеска, как следует из закона «О рекламе», адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Все остальное – это информация. Однако, как рассказали эксперты, к этому понятию можно «притянуть» вывеску практически любого, в том числе и вполне рекламного, содержания.

В обязательном порядке информационная вывеска должна сообщать о том, что за организация находится в доме, ее название, адрес и часы работы. Дальше, по желанию предпринимателя, можно дописать информацию о товаре или самой организации. Выходит, что собственно рекламы на фасадах довольно мало, а большая часть вывесок всех размеров и мастей – именно информационные.

«В итоге образовалась ситуация вседозволенности, когда речь идет не об информационной табличке площадью половина квадратного метра перед входом в магазин, против которой собственники бы выступать вряд ли стали. Бизнес пошел гораздо дальше и устанавливает вывески любого размера, вплоть до крышных установок, которые характеризуются как объекты для размещения информации, – говорит Юрий Волков. – Сейчас по закону достаточно арендовать помещение на первом этаже, и уже можно ставить на крыше громадные буквы».

В одном стиле
Возможно, определить некоторые законодательные рамки помогут скорые нововведения Комитета по градостроительству и архитектуре. Там разрабатывается перечень типовых вывесок с минимумом информации, но и с минимумом согласований. Размер, цвет, шрифт и общий стиль такой вывески будет строго определен, в зависимости от района города и типа здания, на фасаде которого вывеска разместится.

«КГА сейчас разрабатывает архитектурно-художественный регламент объектов для размещения информации. Сейчас документ находится на обсуждении, в том числе и в Комитете по печати, – говорит Юрий Волков. – Там не упрощается процедура выдачи разрешений. Есть градация вывесок в зависимости от района размещения, но пока документ довольно сырой. Постепенно он будет доводиться до состояния нормативного документа, в нем появятся виды конструкций, которые будут разрешены к размещению на фасадах в зависимости от района города. Когда будут определены размеры и форма таких конструкций, будет упрощен порядок получения разрешения именно по таким типовым вывескам».

Закон и беспорядок
Пока создается впечатление, что без постоянных изменений в законодательстве собственники жилья и предприниматели разобрались бы куда быстрее. Подтверждают это и в Ассоциации малых предприятий наружной рекламы. «В Петербурге постоянно меняется процедура получения разрешения на размещение вывесок, – говорят члены Ассоциации. – Только установив вывеску, предприниматель вынужден получать следующее разрешение на нее, но уже по другим правилам. Нормативные документы, регулирующие этот вопрос, сформулированы крайне невнятно, противоречиво, допускают возможность применения на усмотрение чиновника. Вместо того чтобы заниматься очисткой города от несанкционированной рекламы, правительство генерирует все новые акты, направленные на усложнение простых и понятных процедур».

Подтверждают это и сами предприниматели: по их словам, иногда многомесячные хождения по кабинетам чиновников приводят к тому, что проще и дешевле оказывается повесить маленькую незаконную вывеску, которую можно снять в случае проверки и повесить снова, когда проверяющие уйдут. Предприниматели называют это вынужденной мерой.

К слову, кто должен отслеживать незаконно установленные вывески, тоже однозначно сказать нельзя. По словам представителя УК Московского района Юрия Сопина, правоохранительные органы теперь не вправе отслеживать такие нарушения.

Также представители АМПНР отметили, что бизнес не хочет бороться с жильцами многоквартирных домов, а скорее наоборот, он заинтересован в самоорганизации соседей по дому, потому что только тогда владельцы нежилых помещений смогут решать свои вопросы совместно с собственниками квартир быстро и продуктивно. Но ТСЖ, сетуют они, в городе пока мало.

Зато много советов домов, говорит Андрей Китаев: «Районные администрации помогают создавать советы домов. Во многих центральных районах они уже созданы более чем в половине многоквартирных домов, и это притом, что в центре самоорганизация всегда хуже, чем в новостройках на окраинах».

Пока получается неоднозначная ситуация. Предприниматели, стремящиеся упростить процедуру согласования, добились через суд отмены получения разрешений у собственников, тем самым натравив этих собственников на управляющие компании. Если раньше предприниматель шел к собственнику квартиры и просил разрешения, то теперь сам собственник вынужден обращаться в управляющую компанию и выяснять, на каком основании она разрешила разместить на фасаде конструкцию и что, собственно, он, собственник, с этого получит. Плюс пока в этом виден один: самоорганизации жильцов и созданию советов домов эта новая борьба уж точно поспособствует.

Рубрика:

Город

Теги:

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Город"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Актуальное"

Статьи о недвижимости