Купить Снять
Избранное
Избранное:

Новая жизнь покинутых зданий

Новая жизнь покинутых зданий

Лофты и креативные пространства – зачем они нужны Петербургу?


Размещение творческих пространств в старых, часто заброшенных или использующихся не в полной мере зданиях – популярная практика в Европе и США. Новые места становятся центром притяжения публики с самыми разными интересами. В немалой степени именно благодаря таким культурным проектам районы и кварталы, прежде считавшиеся скучными и депрессивными, начинают жить новой жизнью. В конце 2000-х годов лофты и креативные кластеры стали появляться и в России. В зданиях бывших фабрик, складов и обкомов, заброшенных домах и целых кварталах поселились бары и клубы, галереи и модные офисы. Каждый год в Петербурге возникает несколько новых пространств для бизнеса и отдыха. Посмотрим, как забытые исторические здания обретали новый смысл для города.

«Пушкинская, 10»
Одно из старейших андеграундных объединений существует в Петербурге вот уже четверть века. Заброшенное здание рядом с Московским вокзалом художники и музыканты начали обживать еще в 1989 году.

На Пушкинской, 10, выступали Гребенщиков, Бутусов и Шевчук. В 1998 году там возник Музей нонконформистского искусства. «Пушкинская, 10» разделена на четыре флигеля – в общей сложности в пространстве работают более 10 галерей и музеев, музыкальные клубы, библиотека, издательство, офисы компаний, занимающихся арт-бизнесом.

«Этажи»
Пустовавшее здание Смольнинского хлебозавода на Лиговском, 74, стало лофт-проектом «Этажи» в 2007 году. Внутри на пяти этажах разместились кафе и магазины, коворкинг, галереи и хостел.

Первый в Петербурге опыт адаптации промышленного помещения под коммерческие нужды оказался успешным – за 7 лет существования лофта поток его посетителей не истощился. Пространство регулярно принимает выставки, форумы, семинары самой разной тематики.

Склады на Лиговском, 50
Первый бар на огромной территории складов, примыкающих к путям Октябрьской железной дороги, открылся в 2009 году. За несколько лет в малоосвещенном «гетто» открылось полтора десятка заведений. Не все из них дожили до сегодняшнего дня, однако те, что остались, собирают большую аудиторию каждые выходные. Особенно популярным место становится летом, когда в барах начинают работать летние веранды.

«Ткачи»
Бизнес-центр с арт-уклоном на набережной Обводного канала, 60, открылся в здании бывшей прядильно-ткацкой фабрики имени Петра Анисимова в 2010 году.

Длительное время заброшенные, помещения 1846 года постройки сегодня заняты офисами творческих компаний, редакциями, магазинами, кафе и выставочным пространством. При реконструкции сохранился в первозданном виде внешний облик здания. Внутри, как утверждают, тоже ни один кирпич не пострадал.

«Эрарта»
Частный музей современного искусства на 29-й линии Васильевского острова, 2, открылся в 2010 году. До этого дом 1951 года постройки принадлежал НИИ синтетического каучука имени Лебедева.

Здание имеет два крыла: в одном собрана основная экспозиция музея, в другом сменяют друг друга временные выставки. Коммерческая успешность проекта была очевидна практически с самого начала – все работы, выставляемые в музее, продаются и, что важнее, неплохо покупаются.

«Тайга»
Пространство открылось в апреле 2011 года. По сути дела, в некогда заброшенном особняке на Дворцовой набережной, 20, разместился своеобразный социальный бизнес-центр, предоставляющий скидку на аренду молодым проектам. Это и предопределило круг компаний, поселившихся в «Тайге» – это дизайнеры, архитекторы, типографы, инженеры, рекламщики. В лучших традициях «модного» места здесь есть бары, магазины и хостел. Из окон открывается отличный вид на Неву и городские достопримечательности.

Лофт Rizzordi Art Foundation
Пространство в здании пивзавода на Курляндской улице, 49, – выставочная площадка, принадлежащая одноименному некоммерческому фонду. Помещение, где исторически находилась солодовня, было реконструировано и открыто в 2011 году. С тех пор оно исправно принимает художественные выставки, в том числе и зарубежные.

«Арт-муза»
Креативное пространство открылось в 2013 году в здании бывшего музыкального завода «Муза» на 13-й линии Васильевского острова, 70-72. Сейчас на площади около 13 тыс. кв.м работают несколько галерей, студии дизайна, архитектурные бюро и рекламные агенства. Центром притяжения барной публики «Арт-муза» так и не стала – здесь думают пока только о высоком, а не о праздных развлечениях.

«Архитектор»
Особняк архитектора Штакен-шнейдера на Миллионной, 10, был построен в середине XIX века, к концу же XX столетия оказался всеми забыт – в доме с просторным внутренним двором не было почти никаких коммуникаций. Кураторы кластера «Архитектор» проблемы с водой и светом благополучно решили, заодно отреставрировали и внутренности разрушавшегося здания.

Дух позапрошлого столетия теперь можно прочувствовать, перемещаясь по старинной лестнице из одного бара в другой. Помимо алкогольных развлечений, в «Архитекторе» есть магазины одежды и подарков, фотошкола и арт-галерея.

«Третий кластер» и «Флигель»
Еще два проекта той же бизнес-группы, что сделала «Архитектор», расположены возле улицы Некрасова и открылись в 2013 году. «Третий кластер» появился в заброшенном после расселения коммуналок доме 1867 года постройки и пока может быть интересен лишь любителям гастрономических изысков.

«Флигель» занял пристройку к бывшему доходному дому на улице Восстания – здесь уже есть бар, магазины книг, одежды и винила, хостел. Оба пространства пока не заполнены арендаторами до конца.

Иных уж нет
Не всем креативным местам Петербурга удалось просуществовать долго. Причины тому – самые разные. Так, в случае с пространством «Звездочка» не очень удачно было выбрано месторасположение. До здания на Лифляндской улице идти от метро довольно долго, и не всем это оказалось по нраву. В другом случае не до конца были решены вопросы с собственником здания – именно это сгубило успешное пространство «Четверть» в переулке Пирогова, за короткий срок собравшее большое количество модной творческой публики.

Наконец, бывает и так, что большое и потенциально успешное место попросту не может найти хороших арендаторов. В 2007 году правительство города решило навести порядок в помещениях бывшего завода «Красный треугольник» на Обводном канале. К тому моменту фабрику облюбовали бомжи и трудолюбивые гости города без гражданства. Двумя годами позже был представлен проект реконструкции завода под арт-площадку. Предполагалось, что место станет одним из самых крупных городских центров, где сможет и работать, и отдыхать креативная публика. Однако интереса у модной молодежи и потенциальных арендаторов «Красный треугольник» не вызвал. Сегодня он представляет собой довольно жалкое зрелище – кроме множества дешевых репетиционных точек, иных проявлений культуры на заводе не видно.

Вместе с исчезновением СССР пришли в упадок и многие промышленные и торговые помещения. В 90-е годы они либо пустовали, либо оказались заняты представителями нехитрых отраслей малого бизнеса – например, шиномонтажниками. В настоящее время индустриальные районы многих городов мира переживают второе рождение, и Петербург не исключение. Так, уже несколько объектов в окрестностях «фабричного пояса» Обводного канала стали культурными пространствами и бизнес-центрами. В планах у инвесторов преображение еще ряда зданий в окрестностях. Однако не только бывшие заводы на границе центра и спальных районов привлекают представителей креативной индустрии. Все более востребованными у арендаторов становятся те кварталы в центре, которые не назвать туристическими, – например, Советские улицы. Следственный изолятор «Кресты», чьи обитатели вскоре переберутся в новый корпус тюрьмы в Колпино, тоже хотят превратить в креативный кластер. Таким образом, мы можем говорить о том, что Петербург развивается согласно мировым трендам, и вскоре не только на центральных улицах города будет сосредоточена его культурная и деловая жизнь.

Рубрика:

Город

Теги:

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Город"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Актуальное"

Статьи о недвижимости