Купить Снять
Избранное
Избранное:

Насколько умен Петербург?

Насколько умен Петербург?

Северной столице не хватает хорошо развитой транспортной системы


На панельной дискуссии «Умные города: от концепции к реальности» собравшиеся поговорили о том, что сегодня значит ставший очень популярным термин «умный город» (или smart city), является ли им Санкт-Петербург и почему, и что нужно сделать, чтобы город стал «умным».

Проблемы с брендом

Директор по развитию института урбанистики «Среда» Максим Шпаковский говорит, что концепт «умных городов» давно развивается в мегаполисах, но до сих пор не до конца понятен его смысл. «Мне кажется, что “умный” город – тот, в котором умные жители. Пока мы не сфокусируемся на этом аспекте, будет бесполезно делать “умную” транспортную систему, применять современные технологии энергосбережения и подобные “умные” вещи», – считает Максим Шпаковский. 

Эксперт отметил, что базис любого «умного» города – наличие диалога в обществе между разными заинтересованными сторонами в развитии города – властью, бизнесом, экспертным сообществом и иными горожанами. Также один из важных вопросов – как перейти от концепции к воплощению. 

Однако главный редактор информационного портала Design-Union.ru Александр Линецкий считает, что умные люди, которые живут в городе, – это далеко не все, что нужно для создания «умного» города. Он отметил, что наиболее важной составляющей современного города являются коммуникации, построенные для людей, которые могли бы ими пользоваться. «Санкт-Петербург пока не тянет на “умный” город, потому что есть проблемы, связанные с брендом города. Это не только графическая составляющая, это квинтэссенция стратегических преимуществ и демонстрация их людям, которые могли бы сюда приезжать. Если в городе существуют километровые пробки, то он точно не “смарт”. Это как раз и значит, что не придумана система, с помощью которой люди более свободно перемещались бы. Например, в Финляндии люди хранят машины в основном под землей. У нас же проезжая часть занята машинами. Если бы в Хельсинки машины хранились на дорогах, город бы просто встал», – уверен Александр Линецкий.

Много машин

Руководитель транспортного направления европейского региона Амстердамского офиса ARUP Хосе Искеридо рассказывает, что когда он в первый раз приехал в Россию, ему сразу показалось, что здесь много машин. «В 2010 году мы провели исследование, чтобы понять, почему такие большие пробки в российских городах. Статистика показала, что здесь гораздо меньше машин, чем в Европе. А доля использования общественного транспорта в российских городах гораздо больше, чем в Европе. Поэтому проблема заключается в неэффективном использовании транспортных сетей», – утверждает Хосе Искеридо.

Генеральный директор общественного пространства «Бенуа 1890» (ГК «БестЪ») Татьяна Ганюшина считает, что «умный» город подразумевает создание комфортной городской среды с помощью самих горожан, бизнеса и власти. «На сегодня есть запрос от населения на создание комфортных зон отдыха не в центре города, в местах скопления людей, а рядом с местом проживания в спальных районах. Без взаимодействия с властью такие вопросы решать очень сложно. Парк, где мы делаем креативное пространство, принадлежит городу», – утверждает Татьяна Ганюшина. 

Правительство Петербурга проявило инициативу по созданию комфортной среды в городе. Им было инициировано создание рабочей группы по вопросам развития общественных пространств. Она была призвана координировать действия бизнеса и власти. «Мы начали сотрудничать с рабочей группой с марта 2015 года, но, к сожалению, сейчас она приостановила свою деятельность», – рассказала Татьяна Ганюшина.

Велосипед – тоже транспорт

«Мы работаем с проектировщиками, городскими властями и обсуждаем состояние транспортной системы Петербурга в целом. Ни для кого не секрет, что в этом плане Петербург очень отстает, все делается медленно и долго. Также на данный момент нет какого-то сформированного современного мнения о том, куда должен двигаться город в плане развития транспортной системы», – утверждает координатор общественного проекта «Велосипедизация Санкт-Петербурга», советник по велотранспорту вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Албина Дарья Табачникова. 

По словам эксперта, некоторые члены Комитета по развитию транспортной инфраструктуры до сих пор считают, что нужно расширять дороги, строить подземные переходы в центре города. «Очень сложно в каких-то коротких дискуссиях изменить это мнение. Что касается велосипедизации, то за несколько лет нам удалось прийти к договоренности, что это тоже часть транспортной системы, но все равно все делается очень медленно», – рассказывает Дарья Табачникова.

Хосе Искеридо отметил, что есть много социо-экономических факторов, влияющих на транспортную систему. «Во многих европейских городах стареет население. В некоторых странах, например, в Голландии, все больше фокусируются на создании общественных пространств, зеленых зон для пожилых горожан и людей с ограниченными возможностями. Я считаю, что когда учитываются потребности и желания жителей, это показатель “умного” города. Во многих городах, например, немецких, сокращается население, и им придется смириться с тем, что инфраструктуры у них больше, чем требуется. Также приходится учитывать, что так как население стареет, оно становится и менее мобильным. Сокращается доля среднего класса», – говорит Хосе Искеридо. 

По словам эксперта, в Голландии очень устойчивая система транспорта, и там можно комфортно жить и без машины. Во Франции, Англии, Испании жители сталкиваются с большими проблемами в этой сфере. Хосе Искеридо считает, что для успеха в транспортном планировании важно изначально иметь цель и видение на долгие годы вперед. «Если планировать город для машин, то появится больше машин, потому что будут созданы условия для этого. Если планировать город для людей – то будет больше людей», – утверждает г-н Искеридо.

Эволюцию не обмануть

«Есть вещи, которыми мы можем гордиться на мировом уровне. В первую очередь это касается мобильных технологий. Например, такому приложению как “Яндекс. Транспорт” позавидуют большинство европейских столиц. Нужно искать и другие ниши, в которых Россия могла бы продвинуться вперед», – утверждает заместитель генерального директора Института территориального планирования «Урбаника» Александр Холоднов.

«Говоря про современные технологии, получается, что мы как бы пытаемся перепрыгнуть некую эволюционную стадию города. Можно высадиться на какой-нибудь остров с айпадом и начать рассказывать аборигенам, что это действительно хорошая штука, в ней много сервисов и она может сделать жизнь лучше. Но надо понимать, что этому человеку нужно пройти определенную эволюцию развития и уровень урбанистической культуры у него должен быть соответствующим. Есть определенные задачи, не выполнив которые мы не сможем приблизиться к концепту “умного” города. Важно понять, что нам мешает, чтобы двигаться быстрее», – утверждает Максим Шпаковский.
Рубрика:

Город

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Город"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Актуальное"

Статьи о недвижимости