Купить Снять
Избранное
Избранное:

Гатчина: дела столичные

Гатчина: дела столичные

В последние месяцы ходит много разговоров о переносе так называемой «столицы» Ленобласти в Гатчину. Насколько эти перспективы реальны и как изменится от тяжкого бремени славы сама Гатчина? А главное – как это отразится на рынке недвижимости города?

 

Первым идею переноса столицы Ленобласти в Гатчину подал депутат, а с недавнего времени председатель Законодательного собрания Ленинградской области Александр Худилайнен. В принципе, о желании перевезти администрацию области собственно в область говорилось на протяжении последних нескольких лет, но предлагались иные варианты: Сестрорецк, Выборг, Тосно, Кировск, были даже предложения построить административный центр с нуля, в Кудрово. Но Александру Худилайнену ближе, конечно, Гатчина: он много лет проработал в Гатчинском районе, а последние годы был его главой. В эфире «Эха Москвы» он так объяснил свою задумку: «Гатчина была столицей Российской империи во времена Александра III, когда он 13 лет жил в городе Гатчине и руководил не только Российской империей, но и всей Европой из Гатчины. Поэтому, даже восстанавливая историческую справедливость, нужно посмотреть на Гатчину внимательнее, я буду это отстаивать, я надеюсь, что меня услышат».

Александра Худилайнена услышали. Губернатор Ленобласти Валерий Сердюков поддержал инициативу и позитивно отозвался об идее переноса организаций областного значения в Гатчину. Основной аргумент – для такого переезда в городе не нужно практически ничего достраивать, Гатчина – готовая столица. В эфире все того же «Эха» Александр Худилайнен перечислил достоинства такого решения: «15 миллиардов выделено на продолжение реконструкции Киевского шоссе, и через три года мы получим шестиполосный автобан до Гатчины. Даже сегодня, в нынешних условиях, 23-25 минут тратят жители города Гатчины на проезд до ближайшей станции метро «Московская» по Киевскому шоссе, поэтому проблем с доставкой не будет. Кроме этого, две железные дороги, приходящие в город Гатчину, два вокзала. Кроме этого, практически полупустой дворец. Можно было бы представительские функции использовать этого дворца».

Последнее обеспокоило жителей города не на шутку. Столица столицей, но памятники здесь защищать умеют. На городских форумах поднялся шум, активность общественности повысилась, и от дворца горожане перешли к самой идее переноса столицы области в Гатчину. Согласно опросам, большинство гатчинцев выступают за перенос: статусно, да и шансы на ремонт дорог повысятся. Противники в меньшинстве, но их аргументы не менее весомы: дороги-то починят, но ездить по ним будут уже не горожане. Что касается недвижимости Гатчины, то на этот рынок новый столичный статус города повлияет очень неоднозначно: в чем-то весьма положительно, в чем-то – совсем отрицательно.

В ожидании перемен
Сегодня недвижимость Гатчины – это многочисленные «хрущевки» и старый фонд на так называемом Въезде и в центре, редкие высотки. На Аэродроме девятиэтажек больше, но район этот не пользуется большой популярностью у горожан: многие работают в Петербурге, а дорога из Аэродрома до Въезда через весь город и железнодорожный переезд занимает чуть ли не столько же, сколько от Въезда до Петербурга по трассе. Хватает в Гатчине и проблемных деревянных домов, расположенных в самом центре города. Многие из них довольно ветхие, но инвесторов для расселения и застройки найти трудно: случаи реализации таких проектов в Гатчине буквально единичны.

Точных данных о стоимости квадратного метра в Гатчине нет. По приблизительным подсчетам, это 50-55 тыс. рублей на вторичном рынке и немного дороже, от 55 до 60 тыс. рублей, на первичном. Дороговизна «первички» объясняется довольно просто: по сути, в городе сегодня строится всего два жилых комплекса: «Традиция» на Въезде и «Орлова роща» на Хохловом поле. Оба они уже почти достроены, все дешевые предложения в них были выкуплены еще год назад, и остались лишь самые дорогие квартиры. Другого массового строительства в Гатчине пока не ожидается.

Когда это новое строительство начнется, жители не знают, зато известно, где именно оно будет. Администрация города подготовила план застройки территории, где ясно видны два жилых участка: квадрат на Аэродроме (между улицами Зверевой, Слепнева и Красных Военлетов) и треугольник на Въезде (между Павловским шоссе и улицей Чехова). Когда начнется строительство и кто его будет вести, пока неясно. Известно лишь, что это будут полноценные жилые комплексы. Ходят слухи, что работать здесь будут уже присмотревшиеся к Гатчине застройщики, реализовавшие в городе другие свои проекты.

Цены растут

Вопрос «когда?» чрезвычайно важен для города: в условиях нехватки нового жилья вторичный рынок дорожает: в начале года эксперты отметили резкий скачок цен на обоих рынках. «Цены на гатчинское жилье начали подниматься сразу после Нового года, причем рост составил около 10% в сегменте “хрущевок” и “брежневок” и 20% в сегменте “современное”, “новое”, – говорит руководитель Гатчинского отделения департамента загородной недвижимости АН «Адвекс» Надежда Васильева. – Мы удивлены такому резкому подъему цен. Были предположения, что это предвыборный скачок, но выборы прошли, а цены держатся. К моему удивлению, цена на первичном рынке также выросла, причем существенно».

Если еще в декабре однокомнатная квартира с отделкой в новом доме стоила максимум 2,5 млн рублей, то сегодня она стоит 3 млн, говорят эксперты. «Двушка» в «хрущевке» стоит от 2,5 до 3 млн рублей, улучшенной планировки – от 3 до 4 млн.

Но спрос на гатчинское жилье не падает: после Всеволожска это ближайший к Петербургу город с полноценной инфраструктурой. Он популярен не только у жителей Гатчинского района, отдаленных районов области и приезжих из северных регионов, но и у самих петербуржцев: Гатчина чище, зеленее, уютнее окраин Петербурга. С другой стороны, за последние пять лет Гатчина превратилась из места «для тихой жизни и прогулок по парку» в полноценный современный город: в 2008-2010 годах сюда пришли многие сетевые магазины и рестораны.

Учитывая спрос на гатчинское жилье и в целом интерес к городу, «раскачивается» он, конечно, чрезвычайно медленно. Например, о комплексной застройке треугольника на Въезде нам говорили в гатчинских агентствах недвижимости еще два года назад, а воз и ныне там.

Город не против
Новое жилье не строится, ветхое не расселяется, а из некоторых районов этого небольшого города в его центр можно ехать полчаса. Во многом это и послужило причиной такого положительного отклика горожан на идею переноса в Гатчину администрации Ленобласти. Те, кто еще вчера ратовал за тишину и покой, сегодня хотят просто иметь возможность выбора: квартиры, которую купить, дороги, которая помогла бы решить вопрос разделения города на несколько частей железными дорогами и проблему постоянных пробок на переездах.

Многие жители города надеются, что с перевозом в Гатчину областной администрации решится наконец вопрос строительства так называемого Орловского объезда, дороги, которая поможет жителям отдаленных районов города (Мариенбург, Аэродром) выезжать на Киевское шоссе, минуя центр. Администрация города говорит и о новых высокооплачиваемых рабочих местах. В официальной группе города в соцсети депутаты оправдываются: местные дорожники запрашивают 20 млн рублей за работу, которую финны готовы выполнить за 2 млн, в результате федеральные деньги уходят на что-то другое, а дороги так и остаются разбитыми. Приводят и другие примеры, как с продолжением дороги с улицы Кныша к Северной: фирма выиграла конкурс, получила аванс 1,5 млн рублей и пропала. Город судится несколько лет, а дороги все нет. Столичность, по словам депутатов, даст Гатчине возможность получать больше денег именно из областного бюджета.

В конце февраля губернатор области Валерий Сердюков побывал в Гатчине и еще раз поднял вопрос о транспортной инфраструктуре города. Между тем, он сам подтвердил, что в нынешнем году в регионе будет реконструироваться только одна федеральная трасса — Скандинавия. Это значит, что вопрос расширения дороги из Петербурга в Гатчину снова отложен.

Между тем, пробки, как в городе, так и на Киевском шоссе, с каждым годом только растут. 23-25 минут на дорогу из Гатчины в Петербург, о которых говорил Александр Худилайнен, – это самый оптимистичный расчет. Без пробок маршрутка «Гатчина-Петербург» идет в лучшем случае 35 минут, которые пятничными и воскресными летними вечерами превращаются в многочасовое стояние в пробках. Если на трассе случается авария, гатчинцы пользуются объездом через Пушкин или Красное Село, что увеличивает время в пути еще на 15 минут. Если Гатчина станет столицей Ленобласти и сотни чиновников будут ежедневно ехать туда на работу, а потом обратно, это еще больше усугубит положение.

Что касается непосредственно недвижимости, то городские депутаты обещают улучшение ситуации с новым строительством в городе, если он таки станет столицей: такой статус – это прежде всего перспективы города как финансового центра, а значит, придут инвесторы. Другое дело, что стоить не только новое, но и старое жилье будет по-питерски: повторится история Пушкина. Нужно ли это гатчинцам? С одной стороны, это решит многие городские проблемы, с другой – лишит город «провинциальной изюминки».

Как бы то ни было, если политическое решение о переносе столицы Ленобласти в Гатчину будет принято, власти обещают провести референдум, только после этого областное правительство и Заксобрание смогут переехать. Учитывая шум, поднявшийся вокруг этого вопроса, создается впечатление, что избежать переселения чиновников город сможет лишь в одном случае: если Петербург наконец объединят с Ленинградской областью. Слухи об этом ходят уже много лет, но всерьез, по словам Александра Худилайнена, об этом никто не говорил. Между тем, за эту идею высказываются многие: чем таскать туда-сюда областных чиновников (по их собственным подсчетам, на переезд уйдет два года и неопределенная сумма бюджетных средств), куда проще и дешевле создать единый административный аппарат. Впрочем, для рынка недвижимости Гатчины это ничего не изменит: нового строительства станет больше, а цены поползут вверх. 

Наталья Селезнева, директор Гатчинского отделения
АН «Александр»:

Если Гатчину сделают столицей Ленинградской области, это, безусловно, отразится на стоимости недвижимости города и района, цены вырастут. К питерским они, скорее всего, не приблизятся, но поднимутся значительно.

Пользу перевода в Гатчину областных властей можно расценивать двояко. С одной стороны, финансирование города увеличится. С другой стороны, Гатчина город небольшой, уже сейчас мы наблюдаем пробки, а если количество машин возрастет, станет еще хуже.

Стоит отметить, что рост цен на гатчинское жилье уже начался, это стало заметно с февраля. Если в январе квартиры продавались по старым, «дешевым» ценам, то в феврале неожиданно, но достаточно уверенно цены пошли вверх. Загородный рынок, как всегда, отстает от тенденций городского, здесь пока повышения не заметно.

Возможно, этот рывок связан с тем, что сегодня активно работает ипотека, люди снова поверили в кредиты. У нас число сделок с привлечением ипотеки и материнского капитала значительно увеличилось. Сейчас ставки по ипотеке растут, поэтому рост цен на недвижимость может прекратиться. По крайней мере, мы надеемся, что цены на жилье стабилизируются.
 

 

Надежда Васильева, руководитель Гатчинского отделения департамента загородной недвижимости АН «Адвекс»:

Гатчинская недвижимость как недвижимость пригорода и сегодня не кажется дешевой, и я думаю, что в случае назначения Гатчины столицей Ленинградской области стоимость жилья здесь, безусловно, вырастет и сравняется со стоимостью жилья в Петербурге. Гатчина встанет в один ряд с Пушкином, городом-спутником Петербурга, где стоимость некоторых объектов превышает питерские цены.

Если областную власть переселят в Гатчину, это, наверно, будет способствовать развитию региона и самого города. Например, больше финансирования получит культурный центр Гатчины – дворцово-парковый ансамбль.

Сейчас средняя стоимость квадратного метра на вторичном рынке – 55 тыс. рублей, а на первичном рынке Гатчины – около 60 тыс. рублей, что необычно, поскольку вторичный рынок всегда был дороже. Объясняется это, скорее всего, тем, что мы стали стремиться к улучшению качества жизни, а на сегодняшний день существует дефицит современного жилья на рынке Гатчины.

Аналитики прогнозируют дальнейший рост цен на жилье в Петербурге и Ленобласти, хотя причин для этого я, честно говоря, не вижу.

 

Рубрика:

Область

11.05.2012

Теги:

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Область"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Актуальное"

Статьи о недвижимости