Купить Снять
Избранное
Избранное:

ЖКХ: старые песни о главном

ЖКХ: старые песни о главном

Предвыборное время – счастливое время. Цены на услуги ЖКХ были объявлены замороженными аж до июля 2012 года. Однако в самой сфере ЖКХ от этого меньше проблем не стало


ЖКХ – известная головная боль страны, причем сколько бы ни обновлялось  законодательство в этой сфере, принципиально  ничего не меняется: на смену одним  неработающим законам приходят другие. «Строгость российского законодательства компенсируется возможностью его невыполнения», – вспоминают эксперты крылатую фразу.  

От  общего к частному
В начале октября  по стране прокатилась новая волна  недовольства народа услугами ЖКХ. На этот раз ее инициатором стал сам  президент Дмитрий Медведев: стоимость ремонта и тарифы на услуги завышены, сказал он, а новые схемы финансовых махинаций появляются ежеквартально. Президент раскритиковал факт существования фирм-однодневок и развернувшийся еще в 90-е годы семейный бизнес на базе ЖКХ, когда городские тепловые сети мэр города может продать своей же жене всего за 4 миллиона вместо 47. Медведев велел: финансовая проверка коммунальных организаций за последние два года должна быть проведена срочно, отчеты он ждет 1 декабря.

Этот  федеральный «разнос» всколыхнул и  местные проблемы ЖКХ в регионах. О том, что творится в этой сфере  в Петербурге, рассказали представители  власти и бизнеса на пресс-конференции  в АБН. По словам экспертов, за последние 5 лет законодательство в области  ЖКХ кардинально изменилось, однако в таких условиях, когда правила  игры меняются настолько часто, экономика  не успевает подстроиться. Как результат  – нерабочие законы и отсутствие здоровой конкуренции. Другая беда – федеральные  законы в России опережают подзаконные  нормативные акты.

«В  поправках к Жилищному кодексу, принятых этим летом, было анонсировано создание нового органа – Государственного жилищного надзора, – приводит примеры  начальник Управления по работе с  объединениями собственников жилья  и управляющими компаниями Жилкомитета  Санкт-Петербурга Денис Шабуров. –  Однако до сих пор постановление  о создании такого органа не принято, а намечено лишь на 1 января 2012 года. Другой момент, определенный поправками, – все управляющие организации  обязаны раскрывать информацию о  себе не только на своем сайте, но и  на общем, федеральном сайте, куда может  зайти любой человек. Однако Минрегионразвития  до сих пор не определило такой  сайт. Я думаю, что это вопрос времени, и когда такой сайт появится, найдется и возможность в режиме реального  времени узнать информацию о деятельности той или иной управляющей организации. Более того, раскрывать такую информацию, согласно поправкам, должны также ТСЖ  и ЖСК. Единственный нюанс в том, что госорган, который был бы обязан контролировать правильность и полноту  раскрытия информации по данному  стандарту, это тот самый Государственный  жилищный надзор, который еще пока не создан».

В числе положительных моментов эксперты отметили отмену 37-го постановления  правительства РФ о предоставлении коммунальных услуг. Оно содержит ряд  фактических ошибок, которые являются несправедливыми и мешают нормальному  функционированию отрасли. Например, согласно отменяемому с 1 ноября постановлению, перерасчет в случае неплатежей отдельных  жильцов дома делался за счет добросовестных жильцов, именно они оплачивали долги  неплательщика. Однако перечисление недостатков  законодательства было куда более масштабным:

«Жилищное законодательство иногда содержит и  вовсе некорректные нормы, – продолжил  Денис Шабуров. – Согласно все  тем же поправкам, в домах, где  работает управляющая организация, жильцы должны создавать советы многоквартирных  домов. Там, где в течение года такой совет создан не будет, его  создаст районная администрация. Сама по себе идея создания такого совета неплоха, однако норма, обязывающая его создать, противоречит Конституции: никто не может быть принужден к участию  в общественном объединении. Другой пример. Управляющая организация  пришла в дом, составила план работы на 5 лет. Однако 161 статья Жилкодекса гласит, что способ управления может быть изменен в любое время решением собрания собственников жилья. То есть компания потратила уже средства, а собственники могут совершенно законно провести собрание и изменить способ управления. Изначально положения, защищающие управляющие компании, в  поправках содержались, однако потом, в процессе второго и третьего чтений, были исключены».

Еще одна серьезная проблема – нехватка опыта у сегодняшних управляющих  и отсутствие системы обучения руководителей  ТСЖ. «Я спрашивал работников ЖКХ, какие  формы управления они считают  наиболее эффективными, и они ответили, как ни парадоксально, что самый  эффективный способ управления –  управдомы, – говорит депутат Законодательного собрания Петербурга Александр Ольховский. – Этот человек лучше всех знал о  состоянии дома и нес персональную ответственность за то, что с ним  будет. Сегодняшние управляющие  не готовы к такой работе».

Недоволен положением дел и бизнес. По словам его представителей, администрация  гораздо больше поддерживает госструктуры. «На мой взгляд, первое, что должно сделать государство, чтобы развивать  конкуренцию, это уйти из сферы ЖКХ, – говорит председатель Совета Ассоциации управляющих и эксплуатирующих  организаций в жилищной сфере  Евгений Пургин. – 80% жилищного фонда  обслуживается теми, кто так или  иначе подконтролен городу, невозможно попасть в район без налаживания  отношений с чиновниками этого  района. Пока это будет продолжаться, ни качественных услуг, ни конкуренции  не будет».

Несправедливые  тарифы
«Замороженные»  до 1 июля 2012 года тарифы – еще одна обсуждаемая новость последних  недель. Кроме того, тарифы естественных монополий отныне будут повышаться не больше, чем на уровень инфляции, то есть цифра на следующий год составит 6%. «Это принципиальная позиция правительства, и она не подлежит пересмотру или ревизии», – заявил Владимир Путин на заседании президиума правительства. Однако уже решено, что тарифы на газ с 1 июля 2012 года вырастут на 15%.

«Тарифы в Петербурге изменяются строго в  рамках закона, – заверила присутствующих на пресс-конференции заместитель  председателя Комитета по тарифам Петербурга Ирина Бугославская. – Граждане в  нашем городе платят в среднем 82% от экономически обоснованной величины тарифов на ресурсы, то есть только 82% от того, во что обходится производство и передача ресурсов для ресурсоснабжающей  организации».

Разница, по словам экспертов, покрывается по-разному. Например, тарифы на тепловую энергию  подлежат субсидированию за счет бюджета  Санкт-Петербурга, это более 5 млрд рублей в год. В электроэнергетике и  водоснабжении за граждан платят промышленные предприятия и бюджетные  организации.

Впрочем, в справедливости тарифов все  же можно усомниться. «Комитет по тарифам  исходит из тех данных, которые  предоставляют ему монополисты, поставщики ресурсов. А они сами заказывают себе аудиторов, которые  проверяют обоснованность выставленных тарифов. Пока мы не поймем себестоимость  этих услуг, мы не можем говорить, что  такие тарифы справедливы», – заметил  Александр Ольховский.

«Париж, в котором живут 5 млн жителей, собирает за воду денег в полтора  раза больше, чем Москва, – добавил  Евгений Пургин. – Сейчас ЖКХ в  основном висит на шее у государства, и пока оно будет содержать  ЖКХ за счет бюджета, коррупцию не победить: если есть бюджетные деньги, чиновники их присвоят».

Впрочем, по словам Ирины Бугославской, заморозка  тарифов заставит ресурсоснабжающие  организации либо привлечь заемные  средства, либо пересмотреть инвестиционные программы. Возможно, именно благодаря  этой предвыборной идее правительства  по реакции поставщиков ресурсов мы и поймем, насколько справедливы  сегодняшние тарифы.  

Рубрика:

ЖКХ

Теги:

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "ЖКХ"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Актуальное"

Статьи о недвижимости