Купить Снять
Избранное
Избранное:

ЖКХ, власть и бизнес: кто кого?

ЖКХ, власть и бизнес: кто кого?

Тарифы ЖКХ растут, частные управляющие компании закрываются, а ремонта в доме жители не могут дождаться по 20-30 лет. Такие проблемы знакомы многим петербуржцам. Ответы на вечные вопросы «кто виноват» и «что делать» пытались найти эксперты, собравшиеся на круглый стол в АБН


Кажется, любую российскую проблему можно решить, победив коррупцию. Вот и о том, что сфера ЖКХ насквозь коррумпирована, эксперты говорят уже не скрывая. Главный помощник депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексея Воронцова Николай Марков так и сказал: «Коррупция широко и масштабно развита, спета с действующей властью. Взятки берут все чиновники на всех уровнях. Мы это прекрасно понимаем, за этим стоят бюджетные деньги. Президент в свое время дал задание прокуратуре разобраться. Прокуратура доложила, что сотни миллиардов рублей из сферы ЖКХ разворовываются и уходят за рубеж, но результатов этой проверки нет». Правда, потом Николай Марков оговорился, что под «всеми чиновниками» имел в виду литературный образ, цитату Гоголя, и поспешил дать виновным более модное нынче определение «жуликов и воров». Но начало было положено, и эксперты стали называть вещи своими именами.

Государство против бизнеса
«Конечно, государственные и частные управляющие компании находятся не в равных условиях, – говорит председатель совета Ассоциации управляющих и эксплуатирующих организаций в жилищной сфере Евгений Пургин. – Администрация при выборе подрядчика на уборку территории общего пользования выберет госкомпанию, без всякого конкурса. Это не усиление давления власти на бизнес, нет. Это позиция, которая не меняется годами, – лоббирование интересов госпредприятий».

Государственные управляющие компании, по мнению экспертов, крайне неэффективны, поскольку физически не могут управлять одновременно четырьмя сотнями домов: временные циклы упускаются, и дома попадают в разряд неремонтируемых, а жители не получают адресную помощь, потому что не успевают переписывать постоянно меняющиеся тарифы в своих заявлениях.

Еще одна проблема – нехватка квалифицированного персонала. «У нас не хватает 2 миллионов управленцев собственностью, их просто нет. Есть тети Маши, Даши, которые имеют опыт, но не специальные экономические знания, – говорит Николай Марков. – Нет специалистов – нет качества работы, причем не только в управлении, но и в исполнении. Как живут приезжие бригады, особенно с юга, мы знаем. И знаем, какого качества могут быть оказываемые ими услуги».

С другой стороны, в Петербурге не все так печально, как в других регионах, например, в Ленобласти, где, по данным Евгения Пургина, в прошлом году ушли из бизнеса 66 управляющих организаций, из них 65 – частные. Представителей Жилищного комитета на круглом столе не было, однако они прислали официальный ответ, согласно которому, считают, что «условия для работы на рынке ЖКХ совершенно равные как для частных УК, так и для ЖКС».

В ходе круглого стола высказались и сами представители частных управляющих компаний. «За последние пять лет рост тарифов на коммунальные услуги, которые оказывают государственные монополисты, составил 70-75%, а стоимость жилищных услуг не повысилась ни на процент. Формально они повышены на 13%, но налоги также были повышены на 13%, поэтому роста там нет», – отметил президент ООО «Городской центр коммунального сервиса» Геннадий Майоров. Также он посетовал на установку общедомовых узлов учета, которые призваны были приносить экономию: «Выходят постановления правительства, которые сводят всю экономию к нулю. Компании инвестировали в установку этих узлов, и теперь в течение пяти лет будут отбивать их стоимость». За счет жильцов, понятное дело. А генеральный директор ООО «РЭС ТСВ» Сергей Тихонов пожаловался на экономическую неграмотность населения: «Сегодня жильцы при желании могут платить напрямую ресурсникам, минуя управляющую компанию. У нас из десяти домов половина согласилась, половина отказалась, потому что не захотели “искать” ресурсников или боялись, что они куда-то “исчезнут”. Странные доводы. Население однозначно нужно обучать».

Управление – в частные руки
Во взглядах на глобальные методы борьбы со сложившимися проблемами эксперты сошлись. Даже в ответе Жилкомитета сказано: «Безусловно, это должны быть рыночные отношения, должна существовать здоровая конкуренция между управляющими организациями… Необходимо создать для потребителей услуг возможность выбора управляющей организации, исходя из показателей эффективности деятельности различных саморегулируемых организаций». Но о том, как это сделать, у каждого участника круглого стола было свое мнение.

Николай Марков видит выходом создание советов домов и Открытой академии ТСЖ, где «представление человека о том, что такое ЖКХ», будет создаваться «со школы». Однако Сергей Тихонов выступил против этой идеи: «Невозможно решать этот вопрос 20 лет, его надо решить за ближайший год». Николай Марков ответил, что сферу, разваливаемую на протяжении последних 40 лет, за несколько месяцев не восстановить.

Идея создания советов домов тоже подверглась критике. По словам Геннадия Майорова, это не орган, а площадка для выплеска эмоций: «Мы поначалу надеялись, что будет проще объясняться с жителями, если они создадут совет. Но совет не может быть эффективным, поскольку он не может принимать решения. Он даже смету расходов утвердить не может. Он наделен полномочиями только прийти пошуметь и максимум – проявить инициативу по созыву общего собрания. Ну а об эффективности таких собраний мы знаем». Причиной тому, по словам экспертов, часто становится заметное расслоение населения в пределах одного дома: те, кто побогаче, скажем, хотят огородить территорию и сделать охраняемый въезд, те, у кого машин нет, требуют организовать детскую площадку. От таких «тупиковых» домов, которые годами не могут прийти к единому решению, частные управляющие компании иногда отказываются добровольно.

По мнению участников круглого стола, эффективность управления ЖКС ниже, чем частной УК: директор госкомпании работает за зарплату, которая не зависит от результатов его труда. И то, насколько часто сменяются такие директора, говорит о неэффективности их работы, считает Геннадий Майоров. Однако у Евгения Пургина свое объяснение текучки кадров в госкомпаниях: «Чиновники, которые могут влиять на ЖКХ в своем районе, рано или поздно начинают создавать свои предприятия и лоббировать их интересы, становясь конкурентом для тех частников, которые есть на этой территории. Примеров множество». Но именно это, как ни странно, может спасти всю сферу ЖКХ. «Руководители ЖКС открывают свои предприятия, и в результате ЖКС постепенно останутся с одними долгами, – говорит Евгений Пургин. – Лет через десять весь жилфонд будет обслуживаться только частными компаниями. Если город хочет заработать деньги, нужно разделить ЖКС на более мелкие предприятия и выставить их на торги». Стоит отметить, что петербургский Общественный совет по развитию малого предпринимательства предлагает подобное решение администрации города на протяжении уже более двух лет. Пока – безрезультатно.

Рубрика:

ЖКХ

Теги:

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "ЖКХ"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Актуальное"

Статьи о недвижимости