Купить Снять
Избранное
Избранное:

Стоимость услуг ЖКХ: рост или снижение?

Стоимость услуг ЖКХ: рост или снижение?

Подходит к концу март, а вопросов по поводу новой системы начисления коммунальных платежей у петербуржцев меньше не становится. Представители комитетов и ведомств непривычно охотно идут на контакт и объясняют выросшие в платежках суммы. Очередная встреча журналистов с теми, кто может ответить на вопросы, прошла в рамках проекта «ЖилКомХоз» в «БалтИнфо»

 

Недавно президент Владимир Путин раскритиковал ситуацию в ЖКХ и велел ограничить рост тарифов в этой сфере. Однако, как показывает практика, большинство обращений петербуржцев в СМИ связано не только с увеличением итоговых сумм в квитанциях, но и с тем, что качество жилищно-коммунальных услуг при этом не то что не растет, а наоборот, ухудшается. Но если второе – проблема «вечная», то первое, по словам экспертов, имеет вполне понятные объяснения.

«Повысились не тарифы, а платежи, – говорит заместитель председателя Жилищного комитета Санкт-Петербурга Валерий Вогачев. – Платеж, то, что выставлено в квитанциях, – это объем, умноженный на тариф. И если говорить об увеличении платежа, то в первую очередь речь идет об отоплении. Однако в Петербурге тарифы и нормативы остались неизменны с августа прошлого года, увеличился объем потребляемого ресурса. И это лишний раз подтверждает тот факт, что от жителей тех домов, где не установлены приборы учета, жалоб практически нет».

Платеж, а именно объем потребляемой теплоэнергии, увеличился сразу по нескольким причинам. Во-первых, объясняют эксперты, теперь плата за отопление начисляется не равными платежами в течение всего года, как раньше, а лишь в те месяцы, когда отопление реально поступало в дома, то есть с сентября по май. Во-вторых, объем потребленного ресурса в эти месяцы разный: в декабре на отопление требуется больше энергии, чем в мае. Поэтому квитанции, поступившие в январе (то есть квитанции за декабрь, который был самым холодным месяцем этой зимой), показали рекордно высокие цифры. В-третьих, некоторые управляющие компании не выставили жильцам счета за отопление в осенние месяцы, «добрав» это зимой. По деньгам здесь ошибки нет, а вот по способу начисления, безусловно, есть.

Что же касается воды и непомерно высоких платежей за общедомовые нужды, то главная причина здесь, по словам экспертов, – протечки в подвалах, куда жильцы заглядывают крайне редко. Однако, по словам Валерия Вогачева, такие протечки относятся к безалаберности управляющих компаний, и жильцы вовсе не должны оплачивать их недоработки.

Жаркие споры
Мы уже писали, что на прошлой встрече с журналистами и Валерий Вогачев, и генеральный директор ООО УК «РЭС ТСВ» Сергей Тихонов советовали жильцам самостоятельно бороться с перетопом помещений при помощи установки общедомовых систем погодного регулирования, которые сами определяют температуру воздуха за окном и корректируют объем поступающей теплоэнергии.

Однако у такой схемы есть несколько недостатков. Во-первых, она не решает проблему взаимодействия жильцов между собой: у каждого свое представление о комфортной температуре дома, да и окна у соседей могут быть установлены разные, а значит, и отапливать эти квартиры нужно по-разному. Во-вторых, стоит такая система около полутора миллионов рублей – неподъемная сумма для одноподъездной девятиэтажки или небольшой «хрущевки», где весомая часть проживающих – пенсионеры.

Другим способом не только охладиться, но и сэкономить, может стать установка внутриквартирных вентилей-регуляторов. По словам Валерия Вогачева, поскольку в домах с вертикальной теплоразводкой квартирные счетчики на отопление установить невозможно, а таких домов в Петербурге 99%, установка вентилей – единственный выход. Стоят они всего пару сотен рублей, и если установят их все жильцы дома, то смогут прилично сэкономить. Однако и здесь есть изъяны: во-первых, людей довольно сложно приучить к новому, а во-вторых, качество воды в батареях таково, что вентили эти часто засоряются.

У природы нет плохой погоды
О качестве воды и ее температуре рассказал генеральный директор ГУП «ТЭК СПБ» Артур Тринога. Он отметил, что зона теплоснабжения очень велика, а режим потребления рассчитывается, исходя из множества параметров. Проблемы, по словам эксперта, начинаются именно после входа ресурса в дом, то есть на территории, ответственность за которую несет управляющая компания. «Управляющие компании самовольно разбалансируют систему, что ведет к тому, что кому-то на пятом этаже жарко, а кому-то на первом холодно. В итоге, за широкой спиной управляющей компании, претензии предъявляются ресурсоснабжающей организации», –  посетовал Артур Тринога.

Проблема еще и в нестабильной погоде, считают эксперты. Резкие потепления и похолодания требуют, по логике потребителей, срочного реагирования и корректировки объема поставляемого тепла, тогда как подобные скачки – очень серьезная нагрузка на оборудование.

Есть потенциал роста
Что же касается слов президента о том, что тарифы должны расти не более чем на 6% в год, то Владимира Путина, конечно, никто не ослушается. Тем временем караван, как говорится, идет.

«Как только выйдут нормативно-правовые акты, которые предпишут нам изменить тарифы или нормативы, мы тут же изменим, – говорит начальник отдела административно-надзорного производства юридического управления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Полина Андреева. – Руководство поручило мне сказать, что граждане могут не волноваться: если соответствующие документы будут, мы все успеем. Пока рост тарифов определен на уровне 15%, они увеличатся с
1 июля этого года».

Монополисты признаются, что опечалены обозначенными президентом цифрами, говорят, что 15%-й рост обоснован, и теперь им придется туго.

Также эксперты напомнили, что стоимость жилищных услуг мы оплачиваем управляющим компаниям полностью, а коммунальных – лишь на 82%. Так что им есть куда расти и помимо официальной инфляции. К тому же до сих пор не определены санкции для тех, кто не установил в квартире приборы учета. В законе написано, что установка их обязательна, а вот чем грозит неисполнение – не написано. Поэтому те, кто платит по нормативу, по-прежнему пока могут больше остальных влиять на увеличение оплаты общедомовых нужд (к примеру, если зарегистрирован один человек, а проживают пятеро).

Несмотря на то, что некоторые вопросы в ходе встречи прояс нить удалось, многие остались без ответа. А это значит, что потребуется ее не одна такая встреча, пройдет не один месяц, пока жильцы привыкнут к новым правилам игры. А когда поутихнут страсти в Петербурге, центр недовольства переместится в Ленинградскую область, которая, кстати, до сих пор еще не перешла на новую систему начисления платежей.



 

Рубрика:

ЖКХ

Теги:

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "ЖКХ"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Актуальное"

Статьи о недвижимости