Купить Снять
Избранное
Избранное:

Единая УК в сфере ЖКХ: монополия или забота о потребителе?

Единая УК в сфере ЖКХ: монополия или забота о потребителе?

Предложение вице-губернатора Петербурга Василия Кичеджи о создании единой управляющей компании в сфере ЖКХ вызвало разногласия, которые чиновники, депутаты, экономисты и коммунальщики обсудили на минувшей неделе

 
В конце марта этого года вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи дал поручение чиновникам рассмотреть возможность создания единой управляющей компании для городского жилищного фонда. Такая организация может стать как самостоятельной, так и основанной на базе «Водоканала» или ГУП «ТЭК». Зачем же нужна такая УК и что изменит ее появление? Эти и другие вопросы были рассмотрены на круглом столе «Спасет ли ЖКХ объединенная УК?».
 
Рождение идеи
Предпосылками возникновения радикального предложения стало ухудшающееся качество оказываемых коммунальных услуг и изменение системы оплаты ЖКХ. За прошедшую зиму количество жалоб возросло настолько, что стало понятно – существующая система работы нуждается в пересмотре. Горожане пытались разобраться с непонятными суммами в счетах и жаловались на то, что, несмотря на возросшую плату, обслуживание дома остается на очень низком уровне. Проблемы касаются всех сфер – от уборки придомовых территорий и выполнения текущего ремонта до нарушения температурного режима и перебоев с водоснабжением. При этом сотрудники управляющих компаний не реагируют на обращения, не информируют население и в целом, по словам вице-губернатора, «работают плохо и ничего не хотят». Чтобы устранить такие проблемы, Кичеджи и внес на рассмотрение предложение о единой управляющей компании.
 
Помимо потенциального улучшения качества оказываемых услуг, единая УК может оказаться более выгодной с экономической точки зрения, чем много разрозненных предприятий. Здесь играет роль оптимизация издержек, связанных с руководством и управлением организацией, что позволит высвободить дополнительные ресурсы. Но есть у новой инициативы и спорные моменты.

Назад к советской системе
Так, Василий Кичеджи заявил: «Придется возвращаться к советским временам». Однако в советские времена была система получения обратной связи от жителей, был важный рычаг – строгий надзор коммунистической партии. Теперь ничего подобного нет. И если сейчас горожане не могут достучаться даже до своей маленькой управляющей компании, то что же будет, когда на ее место придет гигант? Насколько реальным станет донести до такой УК, что течет кран или разбито стекло? Если система останется смешанной – то есть под единой организацией будут ЖКС – по сути ничего не изменится. Сейчас ЖКС так или иначе принадлежат и управляются государством. Получается, что эта система уже существует, и тогда непонятно, что мешает ей сегодня работать. «Зачем создавать еще одну “голову”, где будут те же самые чиновники сидеть и тем же самым управлять?», – интересуется Ирина Комолова, депутат Законодательного собрания.
 
Если же управление передается ресурсоснабжающим организациям без посредников – это мечта наших монополистов: «Остаться наедине с бабушками и дедушками, которые ничего не понимают в договорах. Все будут подписывать договор автоматически – ведь других РСО нет, и бежать будет некуда», – продолжает Ирина Комолова. Та система, которая существует сейчас – с одной стороны, коммерческая заинтересованность УК, с другой, их государственное регулирование представителям комитетов, которые находятся в совете директоров, по мнению депутата ЗакСа, – и есть золотая середина. И в дальнейшем нужно постараться развивать и разрабатывать именно ее.

А нужны ли посредники?
Ресурсоснабжающие организации к предложению вице-губернатора отнеслись по-разному. И если «Водоканал» желания участвовать в новой системе не выразил, то ГУП «ТЭК» уже давно работал в данном направлении. В частности, был сформирован бизнес-план, где предлагалось создание дочернего общества, в обязанности которого входило бы управление многоквартирными домам и бизнес-центрами.
 
«Между нами и абонентом находятся УК. Но тем не менее население зачастую приходит с жалобами к нам, а не к тем организациям, которые должны оказывать им услуги. То есть в нашем понимании к нам должны обращаться ТСЖ, ЖКС, и они должны работать с нами как юридические лица, добиваясь качественной услуги. А получается, что сейчас мы, минуя управляющие компании, работаем напрямую с жителями. Так почему бы, наконец, окончательно не убрать посредника?» – объясняет заместитель гендиректора и главный инженер ГУП «ТЭК» Сергей Мильто сложившееся положение дел. Посмотрев на ситуацию, в ГУП «ТЭК» предложили просто выйти на существующий рынок и доносить тепло генератора до конечных абонентов без промежуточных звеньев в виде управляющих компаний. Тогда, предоставляя жителям качественные услуги, бизнес бы развивался естественным путем. И если сейчас ГУП «ТЭК» проблемы между обычными горожанами и УК не волнуют, то, как только управление домами пе­рейдет к ним, улучшение коммунальной жизни граждан станет их первостепенной обязанностью. И Сергей Мильто подтвердил готовность не только доносить до абонентов тепло, но и общаться напрямую с жителями и оперативно решать их возникающие проблемы.
 
В этой связи участники круглого стола подняли также вопрос о самоуправлении. Так, по результатам проведенного опроса, обозначилась категория граждан, которая изъявила желание организовать ТСЖ, чтобы взять управление домом в свои руки. И, возможно, решением проблемы стало бы развитие в жителях навыков самоуправления, которые выражаются в создании своих структур, маленьких, гибких и быстрых, чтобы опосредованно решать возникающие вопросы. Однако представители власти выразили сомнение в реальности этой инициативы, ведь нашим гражданам не до самоуправления – слишком много личных забот. Кроме того, у них просто недостаточно компетенций, чтобы на равных разговаривать с поставщиком. И поэтому на рынке ЖКХ должно быть влияние государства.
 
Коррупционные схемы
Вызвал непонимание у горожан и вопрос о прозрачности работы единой управляющей компании. Большая организация представляется жителям отличным местом для реализации коррупционных схем, а вкупе с монополией на рынке и совмещением УК и РСО – так и вообще системой, которая будет делать, что хочет, и концов не найти.
 
Прояснить этот момент попытался первый заместитель председателя Жилищного комитета Денис Шабуров. По его словам, городские компании в вопросе противодействия коррупции как раз предпочтительнее частных. «Частные компании могут проводить закупки, исходя из личных предпочтений, а по федеральному закону городские управляющие организации должны проводить все закупки более 100 тыс. рублей на основании соответствующего положения о закупках». Управляющая компания обязана раскрывать свои показатели, информация при этом размещается на сайтах компаний, где каждый может с ней ознакомиться.

Что в итоге?
Предложение, безусловно, радикальное, и оно нашло своих сторонников и противников. Но что же при всем этом изменится для потребителя? Участники круглого стола на этот вопрос ответить затруднились. В теории качество оказываемых услуг должно улучшиться. Что же будет на практике – непонятно, поскольку сейчас речь идет только о выработке предложения.
 
«Мы делим шкуру неубитого медведя. Еще ничего не сделано, а мы уже критикуем, как всегда», – заметил Денис Шабуров. Окончательное же решение, после рассмотрения всех вариантов, примет вице-губернатор. Но пока ясно одно – нужда в  переменах в сфере ЖКХ стала настолько очевидной, что просто необходимо принимать меры. Вопрос только в том, какие именно.


Рубрика:

ЖКХ

Теги:

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "ЖКХ"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Актуальное"

Статьи о недвижимости