Купить Снять
Избранное
Избранное:

Услуги управдомов подорожают

Услуги управдомов подорожают

Тарифы на жилищные услуги, не менявшиеся с 2008 года, устарели и будут повышены

 
Петербуржцы будут вынуждены больше платить за жилищные услуги. К такому выводу пришли все без исключения участники круглого стола «Антикризисный план управдома».

Новые времена
С 1 марта 2005 года в России был введен в действие новый Жилищный кодекс (ЖК РФ). Ранее действовавший Жилищный кодекс РСФСР был рассчитан исключительно на государственное управление жилищным фондом, его содержание и ремонт. Однако массовая приватизация жилья, а также постепенно развившееся в стране жилищное строительство, изначально ориентированное на частных покупателей, должны были рано или поздно изменить организацию управления многоквартирными домами. И с вступлением в силу нового ЖК РФ начали появляться предусмотренные им (ст. 161 ЖК РФ) и реформой ЖКХ частные управляющие организации. Этот термин, считают специалисты, в отношении управления многоквартирными домами употреблять предпочтительнее, чем «управляющие компании», поскольку последние, по традициям делового оборота и нормативных актов РФ, принято считать управляющими другими юридическими лицами и их имуществом, а не многоквартирными домами.

Еще в начале 2014 года, на волне строительного бума, оценки петербургскими управляющими организациями своих перспектив были весьма оптимистичными: застройщики объявляли о планах внедрять в своих домах различное сервисное оборудование (один из примеров – специальные устройства для мытья собачьих лап после прогулок) и много говорили об энергоэффективности и энергосбережении, а управдомы надеялись зарабатывать на обслуживании такого оборудования и приборов. 

Сейчас ситуация заметно изменилась: квартплата растет, монополисты постепенно повышают цены, доходы горожан снижаются – и даже чиновники уже предсказывают, что должна снизиться платежная дисциплина жителей многоквартирных домов. 

Что в квитанции?
Напомним, платежка за квартиру состоит из трех основных частей: жилищные, коммунальные и «прочие» услуги. Размер оплаты за жилищные и прочие услуги устанавливают сами собственники жилья, а цены на коммунальные ресурсы – государство. В категорию «Жилищные услуги» входят управление домом, содержание общедомового имущества и лифтов, текущий ремонт, уборка земельного участка, очистка мусоропровода, эксплуатация приборов учета, а также другие виды услуг, которые необходимы для содержания жилых помещений в многоквартирном доме. Размер оплаты за жилищные услуги собственникам жилья предлагает утвердить управляющая организация, тариф по каждому виду услуг должен быть указан в общедоступном прайс-листе. В «прочие» услуги входят телевидение, интернет, охрана, консьерж, парковка. Размер оплаты за них устанавливает компания, оказывающая эти услуги (ею вовсе не обязательно должна быть управляющая организация дома).

Стоимость жилищных и прочих услуг государство не регулирует – оно определяет тарифы на воду, канализацию, электричество, газ и отопление (коммунальные ресурсы), а их поставка называется коммунальными услугами. Эти услуги оказывают ресурсоснабжающие организации – как правило, государственные. Государство и обязано гарантировать экономическую обоснованность их услуг. 

Как из управляющих сделали виноватых
По заявлениям представителей управляющих организаций, последние, в духе профильного федерального законодательства, изначально были поставлены в положение «прокладки» между собственниками жилья и ресурсоснабжающими организациями. Ни с теми, ни с другими государство ссориться не намерено, потому что собственники – это будущие избиратели, а ресурсоснабжающие организации государству и принадлежат (и, кстати, приносят ему неплохой доход). «Крайними» были назначены управляющие организации. 

Вот лишь несколько ограничений, которые, как говорят руководители управляющих организаций, неуклонно ведут их к банкротству.Все платежи (и жилищные, и коммунальные, и «прочие»), как правило, обязаны собирать управдомы, после чего пересылать средства ресурсоснабжающим организациям. По расчетам генерального директора СРО «МежРегионРазвитие» (СРО управляющих организаций) Владислава Воронкова, от общей суммы квитанции собственник платит за жилищные услуги (то есть непосредственно самой управляющей организации) 25%, а за ресурсы (то есть государственным ресурсоснабжающим организациям) – 75%. В том случае, если какие-то из жильцов не оплачивают коммунальные ресурсы, их задолженность взимается обычно с управляющей организации, и эта практика уже крепко вошла в деловой оборот российского ЖКХ. В результате городские власти искусственно вгоняют управляющие организации в долги, забирая у них с расчетных счетов деньги (иногда – все) по исполнительным листам, оформленным с подачи ресурсоснабжающих организаций.

Еще одна недоработка федерального законодательства – заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями напрямую, а не через управляющие организации и, таким образом, отвечать за себя персонально, имеют право, по закону, лишь собственники, в домах которых расположено не более 16 квартир. 

В подавляющем большинстве многоквартирных домов, на 100% принадлежащих только частным собственникам (как правило, это дома постройки 2000-х годов), а также во всех остальных домах (смешанной формы собственности) ежегодные тендеры на право их обслуживания проводятся с твердой ориентацией на общегородские тарифы на жилищные услуги, разработанные для домов социального найма. Эти тарифы Санкт-Петербург утвердил как общие для всех многоквартирных домов, и большинство управляющих организаций вынуждено по ним работать, поскольку на них ориентированы организаторы тендеров – ТСЖ. Расценки за жилищные услуги в Петербурге не менялись с 2008 года (менялись только в части увеличения оплаты для населения за обслуживание внутридомового газового оборудования и за вывоз мусора). 

Владислав Воронков поясняет: кроме того, что эти тарифы на оплату жилищных услуг (из которой почти полностью и состоит доход управляющих организаций) не менялись с 2008 года, органы власти города (а именно – Комитет по тарифам) должны, по закону, рассчитывать и устанавливать необходимый минимальный размер оплаты за жилищные услуги для каждого дома в отдельности. Однако городские власти сделали его одинаковым для всех домов – и для дореволюционных развалин, и для новостроек премиум-класса. И если жителей первых это, безусловно, устраивает (например, цена за «управление многоквартирным домом» на уровне 1,85 рубля за 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц), а жители «богатых» домов при желании способны договариваться о другом уровне тарифов, то подавляющая часть горожан продолжает «на автомате» жить по единому устаревшему тарифу (хотя все дома в Петербурге разные). Соответственно, управляющие организации, участвующие в тендерах, вынуждены подлаживаться под этот тариф, заранее зная, что его не хватит для покрытия всех расходов управляющей организации, понесенных ею при оказании жилищных услуг.

Тарифные перспективы 
Судя по всему, на тех собраниях жильцов, которые пройдут нынешней весной, многие управляющие организации будут убеждать жильцов согласиться на удорожание жилищных услуг. 

«Если мы говорим о доходах управляющего, то здесь два основных момента: тарифы и собираемость, – говорит директор управляющей компании «Пионер-Сервис» (объекты ГК «Пионер») Андрей Ильичев. – Что мы можем сделать по тарифам? В наших домах сейчас пройдет череда собраний собственников. Мы постараемся открыто преподносить повышение тарифов, объясняя по полочкам, откуда берется цена, что они за это будут получать, и не стесняться того, что у нас могут быть какие-то доходы. Проголосуют – будут получать, не проголосуют – нам будет легче объяснять, почему у них так плохо помыта лестница».

Впрочем, некоторые управляющие в качестве компенсации за это удорожание попытаются облегчить для своих клиентов процедуры оплаты жилищной квитанции. «Управляющим нужно сделать процедуру оплаты максимально открытой и удобной. Это возможность оплаты в интернете, возможность получить любое объяснение на сайте компании и даже установка в каждом доме автомата для приема денег. Тогда у людей пропадет повод не заплатить, на что-то сославшись», – добавляет Андрей Ильичев. 

Рубрика:

ЖКХ

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "ЖКХ"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Актуальное"

Статьи о недвижимости