Купить Снять
Избранное
Избранное:

Петербург ищет новые эко-стандарты

Петербург ищет новые эко-стандарты

В пресс-клубе «Зеленая лампа» состоялся круглый стол «Можно ли спроектировать чистый город?». Участники встречи обсудили проект закона «О нормативах градостроительного проектирования» в свете экологических норм строительства

 
Законопроект «О региональных нормах градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга» включает в себя статью, нормирующую расчетные показатели в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Говоря простым языком, речь идет о нормах проектирования контейнерных площадок, об их оснащении, о возможностях перемещения уборочной техники во внутридворовом пространстве, а также о создании пунктов приема мусора и снега. Чистота улиц от снега и луж зависит не только от коммунальных служб, но и от того, как спроектированы жилые кварталы города.

Новые жилые кварталы, а тем более уплотнительная застройка, серьезно повышают нагрузку на городскую сеть по санитарной обработке. Девелоперы часто полагаются на городские службы в обеспечении водоотведения, уборке снега, противогололедной обработке, удалении бытовых отходов. Однако возможность недорогого и эффективного обслуживания улиц, тротуаров, внутриквартальных проездов и дворов можно заложить на стадии планировки территории. «Девелоперы часто проектируют дома, не задумываясь о том, как будет проводиться уборка территории. И коммунальным службам приходится подстраиваться под существующую застройку», – отмечает Николай Страшнов, директор ГУДСП «Коломяжское».

Проектировщикам, которые выполняют эту работу, необходимы надежные данные о том, какими должны быть улицы и дворы, чтобы их можно было обслуживать, какое количество современной техники для этого необходимо и сколько места займут стоянки для ее хранения. Все эти параметры должны найти отражение в Региональных нормативах градостроительного проектирования Санкт-Петербурга.

Что такое улица?
В обсуждении статьи, регламентирующей экологические нормы строительства, приняли участие представители Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, Центра экспертиз ЭКОМ, муниципальных образований, а также «Гринпис России».

По мнению экспертов-участников круглого стола, прежде чем устанавливать нормативы, необходимо понять два принципиальных момента: как должны выглядеть общественные территории (скверы, дворы, улицы), чтобы их было легко убирать, и где и какой площади должны быть места для проведения уборки во дворах и на улице.

«Необходимо прописать юридическим языком понятие “улица”, сейчас все можно трактовать по-разному – где заканчивается тротуар, где внутриквартальная дорога, и так далее», – отмечает Александр Карпов, директор центра экспертиз ЭКОМ. Кроме этого, эксперты настаивают на уточнении и закреплении на законодательном уровне перечня объектов, которые могут размещаться на городских улицах. «Сейчас на улице прокладываются все инженерные сети – все службы стремятся заложить свои сети в дороги. Кроме того, на улицах паркуется громадное количество машин. Улицы нужны для того, чтобы ездить и ходить по ним», – возмущается Константин Давыдкин, директор СПб ГУДСП «Курортное».

Однако определения идеальной планировки для квартала, улицы, двора не смогут полностью избавить Петербург от коммунальных проблем. «Наш центр – это большой каменный мешок, в котором не предусмотрены удобные въезды для уборочной техники, и изменить такое положение дел мы не в силах. По сути, все нововведения будут касаться только новых районов массовой застройки», – комментирует Вадим Мизюкин, начальник отдела комплексной уборки Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга. Одно из возможных решений вопроса эксперты видят в максимальной разгрузке центра города. «Сегодня вся деловая и культурная жизнь города сосредоточена в центре Петербурга – 80% офисов, развлекательных и торговых центров находится в центре города. При проектировании исторической части, конечно, никто не мог учесть такого количества человек, эксплуатирующих здания», – отмечает Константин Давыдкин.

Экологические стандарты в России обкатываются на новых проектах, подтвердил Андрей Кожинов, коммерческий директор Санкт-Петербургской экологической компании СПЭК.  По его словам, эти стандарты сейчас разрабатываются на строительных проектах в Краснодарском крае, в частности, в столице Олимпийских игр-2014 – городе Сочи.

Грязная работенка
Сегодня в Петербурге, по признанию экспертов, нет достаточного количества полигонов для хранения отходов, а что еще важнее – нет заводов по переработке мусора. «От перемещения мусора отходы не исчезают. Для того чтобы улучшить экологические стандарты, необходимо все дворы оборудовать контейнерами для раздельного сбора мусора, который потом отправлять на переработку», – уверен Игорь Бабанин, руководитель проекта «Гринпис России».

Чтобы идея вторичной переработки заработала, необходимо устанавливать как минимум два контейнера – для органических отходов и для металла, пластика и бумаги, которые легко отделить друг от друга в процессе обработки. Также необходимо прекратить использование мусоропроводов. Кстати, как отметили участники встречи, жильцы часто самостоятельно отказываются от мусоропроводов, и дом только
выигрывает от этого. В Европе это давно принятая практика, которая дает неплохие результаты. Мусоросортировочные станции для такого крупного города, как Петербург, должны занимать не менее 80 га, считает Игорь Бабанин. Сегодня они занимают площадь в 4 га.

Уборка снега и противогололедная защита дорог – одна из самых животрепещущих тем в три зимних месяца. Как правило, летом об этом забывают. Эксперты круглого стола выразили мнение, что эту проблему также можно решить комплексно на законодательном уровне. «Необходимо конкретизировать, что и каким образом следует убирать зимой. К примеру, чистка дороги до асфальта, как это положено, сейчас иногда приносит обратный эффект – и становится очень скользко. Нужно определить, что мы чистим полностью, что оставляем, и чем мы можем нейтрализовать скользкую поверхность, чтобы это и было эффективно, и не повредило экологии»,  – сообщает Константин Давыдкин.

После уборки внутридворовой территории остро стоит вопрос утилизации снега. В 70-х годах, по воспоминаниям экспертов, были построены пирсы на набережной Невы для сброса снега. Однако позже от этого способа утилизации отказались. Сегодня снег приходится вывозить на значительные расстояния, что замедляет процесс уборки города и влечет за собой дополнительные затраты. «В Финляндии снег сбрасывают в Финский залив. Но важно отметить, что делают это не позднее 3-4 дней после осадков, чтобы снег не успел загрязниться. И никаких проблем с экологией», – комментирует Николай Давыдкин.

А конкретнее?
Все участники круглого стола в один голос отметили – в законопроекте не хватает конкретной информации, технических расчетов. «Базовые принципы экологических нормативов заложены, но на практике они могут трактоваться по-разному. У девелоперов будет возможность обойти эти нормы, требующие дополнительных затрат на строительство», – уверен Андрей Кожинов.

Законопроект содержит конкретные цифры только по минимальным расчетным показателям площади земельных участков, предусмотренных для размещения предприятий и сооружений по обезвреживанию, транспортировке и переработке твердых бытовых отходов и очистке Петербурга от снега.

Прописанные нормативы:
• полигоны и мусороперерабатывающие комплексы – 0,05 га на 1 тыс. тонн твердых бытовых отходов в год;
• мусороперегрузочные и сортировочные станции – 0,04 га на 1 тыс. тонн твердых бытовых отходов в год;
• снегоприемные пункты со снегоплавильной установкой – 0,001 га на 1 тыс. куб.м снега в год;
• снегоприемные пункты без снегоплавильной установки – 0,014 га на 1 тыс. куб.м снега в год;
• склады противогололедных материалов – 0,03 га на 1 тыс. тонн материалов в год.

Законопроект еще не попал на рассмотрение в Законодательное собрание Петербурга, и еще остается возможность внести в него необходимые изменения. Главное, чтобы администрация была готова к диалогу и мнения экспертов были вовремя услышаны.


Рубрика:

Экология

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Экология"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Архив"

Статьи о недвижимости