Купить Снять
Избранное
Избранное:

Звук вокруг, или как выжить у КАД

Звук вокруг, или как выжить у КАД

Уровень шума в домах, находящихся в непосредственной близости от КАД, превышает нормативы в разы. Однако суд не может защитить права жителей таких домов, признавая заказчика строительства невиновным. Как же быть собственникам? Ответ на этот вопрос пытались найти эксперты на минувшей неделе в пресс-клубе «Зеленая лампа»


Проблема не нова: много лет жители домов, находящихся в непосредственной близости от кольцевой, пытаются найти правду в СМИ, судах и на улицах. Однако в марте эта тема в который раз всколыхнулась. Заказчик строительства КАД, ДСТО (дирекция по строительству транспортного обхода) города Санкт-Петербурга, не несет ответственности за нарушение санитарных правил в отношении шума в зоне дороги и причиняемые местным жителям неудобства. Такое решение вынес 11 марта Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти.
 
Закон против физики
Основными аргументами вынесения такого решения суд назвал сложность определения источника шума, реализацию проекта в рамках тех согласований, которые были сделаны, а также то, что ответственность за строительство несут подрядчик и субподрядчики. «Решение Арбитражного суда не окончательное, поскольку оно обжаловано, - говорит заместитель начальника отдела надзора за условиями проживания населения Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу Николай Боровков. - Управление считало и считает его необоснованным. Суд говорит о том, что Управлением не доказано, что шум создается именно КАД, а не Запорожской улицей, которая изначально была тупиковой, по ней ездил единичный транспорт».
 
Продолжая логическую цепочку, суд требует доказать, что шум вызван не Запорожской улицей. Эксперты опасаются, что даже если они перекроют Запорожскую и проведут замеры уровня шума, суд в следующий раз попросит их доказать, что шум вызван, к примеру, не воронами.
 
Многие жители вовсе возмущены тем, что им приходится разбираться, кем и чем вызван шум. Неужели суду недостаточно того, что превышение есть, спрашивают они. На то он и суд, чтоб разобраться. «Санитарные нормы – это закон, который должен неукоснительно исполняться, - говорит президент Восточно-Европейской ассоциации акустиков Андрей Ахматов. - При строительстве все расчеты необходимо соизмерять с допустимым уровнем шума, который при этом может быть получен как возле дома, так и внутри квартир. По Запорожской улице - там везде превышение нормы порядка 20 децибел. Это в разы больше, чем допустимо. На Кубинской улице дома расположены в 14 метрах от кромки дороги. Там проходит порядка 3000 машин в час, превышения по шуму жуткие, более 20 децибел. А на Дунайском проспекте на трассе даже защиты нет, и сделать ее проблематично».
 
Как же согласовываются такие проекты? Довольно просто. Проектный материал представляется в надзорный орган, где происходит его оценка в соответствии с методиками расчета. На этапе расчетов проектная организация предполагает, что после реализации проекта ожидаемо будут соблюдаться нормативные уровни шума. По окончании строительства застройщик должен провести измерения на максимальной нагрузке дороги и подтвердить расчетные параметры. Однако они либо каким-то чудом соответствуют нормам, либо такие подтверждения игнорируются вовсе. Как бы то ни было, независимые проверки показывают значительное превышение. «Санитарные нормы основаны на физике и физиологии. И если норматив превышен, то это действительно угроза жизни и здоровью», - 
говорит Николай Боровков.

Спрятаться в кусты
«Уровень звука и уровень шума – разные параметры, - объясняет Андрей Ахматов. - Уровень звука – это то, что мы слышим, а уровень шума – это физический шум, воздействующий на всю окружающую среду».
 
Самый простой способ оградить жителей от шума КАД – установить в их доме шумозащитные окна. Эксперты называют этот способ малоэффективным. По словам Андрея Ахматова, он не обеспечивает полную звукозащиту. С закрытыми окнами жить нельзя, а стоит их открыть, как уровень шума тут же превышает все нормативы. Специальные проветриватели тоже не справляются, они не обеспечивают в квартирах необходимый воздухообмен.
 
Основным акустическим сооружением, которое сегодня применяется на рынке, остается акустический экран. Он устанавливается как можно ближе к источнику шума: если мы имеем загруженную трассу, то экран ставится в 2,5 метрах от кромки дороги. Только в этом случае его эффективность будет высокой.
 
«Есть 2 типа экранов, - рассказывает Андрей Ахматов. - Это экраны звукопоглощения – металлические, со звукопоглотителем, расположенным между двумя обкладками тонкого перфорированного металла. Индекс звукоизоляции у них невысок. Но есть отечественные изготовители, которые уже осваивают производство экранов на железобетонной основе. Это массивный экран с очень высоким индексом звукоизоляции. Он дешевле, а его эффективность значительно выше, поскольку обеспечивается более массивной конструкцией. Кое-где в Петербурге они скоро будут установлены».
 
Другой способ шумоизоляции – шумозащитная полоса – самый экологически чистый и красивый. «Она формируется из нескольких рядов близко расположенных друг к другу насаждений, - рассказывает заместитель начальника научно-технического отдела ЗАО «Петербург-Дорсервис» Евгения Кудрявцева. - В разрезе такая полоса – треугольник, где вершина – самые высокие деревья, до 20 метров выстой. Рядом – сопутствующие породы, более низкие деревья высотой около 10 метров, затем высокий кустарник и низкий кустарник. Но надо помнить, в каком климате мы живем. Такая защита эффективна с мая по сентябрь, пока есть листья, а целиком полосу из хвойных деревьев мы построить не можем». Сегодня таких лесополос в районах КАД, конечно, нет. Если их и посадить, толк от них будет минимум через 20 лет, а пока придется прятаться в буквальном смысле слова за кустиками.
 
Еще один красивый вариант – земляной вал из грунта, склоны которого можно засадить декоративными растениями. «Идеально – поместить транспортные потоки в тоннели, как сделано во многих городах Европы, - говорит Евгения Кудрявцева. - Но где мы живем? Приневская болотистая низменность, это плывуны и подземные воды. Плюс огромное количество коммуникаций в центре города. Тоннели получатся просто золотыми по стоимости».
 
В итоге жители «придорожных» домов остаются со своими проблемами наедине: деревья выращивать долго, тоннели строить дорого, вал на уровне 7 этажа не навалить, а экраны, установленные на КАД, ни от чего не защищают. Что же остается?
 
«Право на благоприятную окружающую среду и на жилье гарантируется государством, это 45-я статья Конституции, и оно обязано обеспечить человеку нормальные условия существования, - говорит эксперт Центра экспертиз «ЭКОМ» Дмитрий Афиногенов. – А поскольку пока механизмов решения этой проблемы не разработано, значит, нужно обращаться в правительство города и лично к Георгию Полтавченко как к высшему должностному лицу Санкт-Петербурга».
 
«Должен быть создан штаб, в который войдут эксперты различных комитетов, - считает инженер Бюро территориальных информационных систем и градостроительного моделирования ЗАО «Петербургский НИПИГрад», директор НП «Национальная Гильдия Градостроителей» Андрей Костюченко. - Этот штаб должен регулировать и назначать ответственных по конкретным объектам. Нужно разбираться на федеральном уровне, прописывать это в законах, вносить изменения в градостроительный кодекс».
 
Ну а пока эксперты вынашивают грандиозные планы, жителям домов у КАД остается ждать нового решения суда да писать письма губернатору. Или не открывать окна, ведь уровень загрязнения воздуха выхлопами, как и шумом, на этих участках тоже превышен.  

Рубрика:

Экология

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Экология"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Архив"

Статьи о недвижимости