Купить Снять
Избранное
Избранное:

Гаражный вопрос

Гаражный вопрос

Если верить Эльдару Рязанову, в советские годы самым сложным делом было получить гараж. Сегодня, в XXI веке, куда сложнее его сохранить: земля под питерскими гаражами продается и покупается без ведома владельцев гаражей, расчищается и застраивается бизнес-центрами


Изменится ли ситуация, если отдать землю под гаражами их владельцам, обсудили эксперты на пресс-конференции в медиацентре «РИА Новости».

Из истории конфликта
«Я добьюсь, что магистраль перенесут, и она пройдет по вашему участку. А частные гаражи мы снесем как уродующие лицо города, и по этому месту будут мчаться автобусы и троллейбусы!» – говорила рязановская Кушакова, «блатная» директор рынка. Однако эти ее слова можно подписать и именами высоких чиновников наших дней. Достаточно хотя бы вспомнить высказывания бывших петербургских властей о гаражах, «уродующих вид города», – повторение почти дословное. Причем их владельцы и рады бы купить краску да облагородить железные коробы, но не видят в этом смысла: зачем тратиться, если в любой момент гаражи могут быть снесены?

История вопроса началась в далекие советские годы, когда землю людям давали просто и безвозмездно, для освоения территории. Обычно это были бывшие городские свалки, непригодные для выращивания картошки, но вполне подходящие для установки гаражей. Люди нанимали самосвалы, разравнивали – словом, осваивали. С приходом 90-х годов правовые отношения изменились, и кооперативам было предложено подписать договоры аренды этой земли. Однако в 2006 году вышло постановление, законодательно разрешившее расторгать договоры с арендаторами земли под гаражами, то есть с гаражными кооперативами. Тогда-то и пошли первые сносы: гараж – не недвижимость, а раз так, то и подвинуться может. После того, как земля под кооперативом была продана, владельцам гаражей предлагалось убирать с нее свое имущество. Согласно договору, землю владельцы гаражей должны были вернуть городу в том виде, в каком они ее получили, то есть без гаражей, так что они обязаны были снести гаражи фактически за свой счет.

Однако была и другая проблема. Договоры аренды расторгались, земля переходила во владение инвестора, а имущество общественных организаций, то есть гаражных кооперативов, демонтировалось. Но гаражи являлись собственностью людей, а в их отношении никаких судебных решений не было. «Если мы говорим о законном способе, то это должно было быть по городу минимум 10 тысяч судебных исков, по иску на каждого владельца гаража, – говорит глава Ассоциации защиты прав автолюбителей Санкт-Петербурга Александр Холодов. – Причем найти можно было не всех собственников, некоторые переехали в другие города. То есть это был бы тупиковый вариант для инвесторов. Поэтому освобождать земельные участки от имущества петербуржцев новым владельцам земли приходилось незаконно. Способы были разные: начиная установкой ограждения и сносом гаражей и заканчивая неожиданными пожарами на территории гаражного кооператива, причем одновременно с пяти сторон». При этом виноватыми признавались обычно владельцы бульдозеров, якобы они по собственной инициативе под покровом ночи решили снести несколько сотен гаражей.

По мнению Александра Холодова, инвесторы выкупают землю с целью перепродажи: «Они там заявляют какие-то объекты, паркинги, но ничего не строят. То есть они берут эту землю под паркинг, перепродают под торговый центр, но в нем ведь тоже будет паркинг. То есть это оформляется как паркинг, а при нем “ларек” – сам торговый центр».

На высоком уровне

Незадолго до своего ухода Валентина Матвиенко отменила это постановление ввиду «возросшей социальной напряженности». Массовый снос приостановился, но в целом проблема решена не была. Во-первых, многие кооперативы так и остались в «подвешенном» состоянии, а во-вторых, совершенно неясно было, что делать владельцам уже снесенных гаражей.

К проблеме попытался привлечь внимание Александр Холодов: на конференции по развитию Северо-Запада он описал ситуацию Владимиру Путину, на что тот пообещал поговорить с Георгием Полтавченко и попросить его взять ситуацию под контроль. Буквально через день появился мораторий на снос гаражей, под которым стояла подпись губернатора Петербурга. Однако этот мораторий, опять же, решил далеко не все вопросы. «К сожалению, документ не защищает права тех владельцев, чьи гаражи были снесены, – говорит Александр Холодов. – Он защищает те гаражи, которые стоят и владельцы которых имеют договоры аренды. Хотя от незаконных методов вроде поджогов никакой мораторий, конечно, не спасет». Словом, владельцам гаражей, как ныне стоящих, так и снесенных, глобально не помогли ни эти, ни другие документы, появившиеся за последние несколько месяцев.

Новые идеи
Отдать землю народу, то есть разрешить владельцам гаражей приватизировать землю под этими самыми гаражами, решили предложить сразу несколько партий. Примечательно, что, несмотря на давность проблемы, идея эта у них созрела именно сейчас, накануне выборов, когда борьба идет за каждый голос, а владельцев гаражей в городе несколько тысяч.

Недавно к борьбе присоединился и Петергоф: гаражники города в последнее время все чаще стали получать официальные письма от КУГИ о переоформлении прав на гаражи. Тогда мэр Петергофа Михаил Барышников предложил передать земельные участки под гаражами владельцам гаражей. Пока этот законопроект только готовится ко второму слушанию в муниципалитете Петергофа. После принятия его внесут как законодательную инициативу в Законодательное собрание Петербурга, и после его одобрения и доработки предложение будет представлено губернатору. Юрист, глава группы компаний «Консалтум» и автор текста законопроекта Александр Почуев убежден, что именно так все и будет, поскольку речь идет о социальном конфликте, который, если его не решить правовым способом, будет решен как-то иначе – например, снова бульдозерами.

«Гаражные кооперативы пока что решают этот вопрос, заключая договоры аренды, но это кооперативы, а сами владельцы гаражей не имеют к этому отношения, у них прав нет. Это не решение проблемы, это ее откладывание. Да, сейчас массовый снос гаражей приостановлен, но конфликт интересов владельцев гаражей и города не исчерпан, – говорит Александр Почуев. – Есть нечеткость и пробелы в самом определении того, что такое гараж. Наш законопроект предлагает определить статус капитального и некапитального гаража, движимого и недвижимого, и объем прав его владельца. Недвижимый объект неразрывно связан с землей, на которой он размещен. Поэтому, защищая права владельца на конкретный гараж, мы предусматриваем возникновение его прав и на земельный участок, который под этим гаражом находится».

Передать законопроект в Законодательное собрание инициаторы планируют в ближайшее время. Его рассмотрение начнется, скорее всего, после новогодних праздников.

Тем не менее, у подобных законопроектов есть множество противников: по сути, если их примут, владельцы гаражей бесплатно получат дорогостоящие куски земли в городе, смогут снести гаражи и использовать землю для иных собственных нужд. Однако гаражники утверждают, что им нужен лишь покой и уверенность в том, что их имущество останется на месте. Как решить проблему, удовлетворив и гаражников, и защитников земли, и власти города, пока еще никто не придумал.

Рубрика:

Конфликт

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Конфликт"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Архив"

Статьи о недвижимости