Купить Снять
Избранное
Избранное:

Норма жизни

Норма жизни

14 марта 2011 года в пресс-клубе «Зеленая лампа» эксперты строительного рынка и журналисты обсудили проект закона «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга». После обсуждения понятно одно – пока участникам рынка ничего не понятно

 
В ближайшее время Законодательное собрание Петербурга рассмотрит очередной градостроительный закон, который затронет интересы и властей города, и строителей и горожан, – Региональные нормативы градостроительного проектирования (РНГП). В ряду ставших уже привычными Генплана, Правил землепользования и застройки, закона о зеленых насаждениях закон о РНГП на сегодняшний день остается самым неопределенным и расплывчатым. РНГП призваны прийти на смену строительным нормам (СНиПам) советского времени. Однако как изжить коммунистическое прошлое, пока непонятно. О том, что закон будет принят, представители исполнительной власти заявляли в 2008 году в период корректировки Генплана, затем в 2009-м, когда принимали ПЗЗ. Однако по прошествии двух лет проект закона все еще дорабатывается. Согласно Гражданскому кодексу, состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации. Закон СПб «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» передал эти полномочия правительству Петербурга. Таким образом, по мнению экспертов рынка, была упущена возможность обсудить состав и смысл РНГП на этапе обсуждения закона «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге». «Мы уже приняли три элемента градостроительной политики (Генплан, ПЗЗ и закон о зеленых насаждениях – прим. БКН). Теперь на очереди четвертый. Разработка идет давно и разными коллективами, сейчас на рассмотрение отправится уже четвертый вариант нормативов, и он тоже не самый удачный», – комментирует Владимир Аврутин, заместитель генерального директора Института территориального развития. КГА планирует представить законопроект на рассмотрение  в ЗАКС не позднее апреля, но вероятность того, что их примут в первом, во втором и даже в третьем чтении, ничтожна мала.

Для чего это нужно
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса, РНГП содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения, в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, доступности таких объектов для населения, благоустройства территории.

РНГП применяются при осуществлении градостроительной деятельности в Петербурге, то есть деятельности по развитию застроенных и свободных от застройки территорий, реализуемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.

В социальной и коммунально-бытовой сферах РНГП нормируются объекты образования, здравоохранения, социального обслуживания, торгового и коммунально-бытового обслуживания, физической культуры и спорта, культуры и искусства, туризма и отдыха. Нормированию также подлежат общественные здания административного назначения. Другими словами, в городе будет столько школ, детских садов, остановок общественного транспорта и других объектов, сколько установлено региональными нормативами, и они будут расположены там, где это положено по нормативам. Важно, что РНГП – это самостоятельный инструмент регулирования, который не пересекается с Правилами землепользования и застройки.

Нынешние СНИПы состоят из трех частей: это минимальные расчетные параметры, технический регламент, например, требования к дорожной сети, к пожарной безопасности, а также некоторые методологические указания, как улучшить жилую среду. По мнению Владимира Аврутина, главное в новых нормативах – избежать навязывания только одной точки зрения. «Советский менталитет, к сожалению, никуда не делся. Была единая система – государство само инициировало строительство новых объектов, само проектировало и возводило их. Сейчас же роль государства намного меньше. Государство больше отвечает за строительство магазинов, объектов бытового обслуживания и так далее. И это тоже должно быть отражено в новом законе», – констатирует заместитель генерального директора Института территориального развития. Однако не все участники рынка недвижимости с этим согласны. «В советское время в Генплане города был большой социально-экономический раздел. И могу сказать, что социальные нормативы нам просто необходимы. Причем не только жителям, но и строителям, которые не в состоянии самостоятельно решить проблему социальной и транспортной инфраструктуры в районах своей застройки. Все должно быть увязано между собой – жилые дома, дороги, объекты культуры, социальные объекты», – говорит Лев Каплан, вице-президент Санкт-Петербургского Союза строительных компаний.

Как это работает
По смыслу описания РНГП, исходя из специфики Петербурга, нормативы должны быть многоуровневыми:

• для города;
• для кварталов.

Соответственно, нормативы первого уровня должны применяться:
• при разработке/корректировке Генплана;
• при разработке отраслевых схем размещения объектов инфраструктуры соответствующих отраслей, генеральных схем размещения, развития и прочее, т.е. при разработке документов реализации Генплана.

Нормативы «квартального» уровня, к которым могут относиться любые объекты с доступностью до 500 метров, применяются, соответственно, при подготовке проектов планировки и межевания.
В целях нормирования используются такие показатели как вместимость объектов из расчета на 1000 жителей, размеры их земельных участков, радиусы обслуживания (доступность) объектов.

РНГП также устанавливаются:
1. Предельные расчетные показатели организации промышленных и коммунально-складских территорий.
2. Минимальные расчетные показатели организации рекреационных территорий.
3. Минимальные расчетные показатели для организации улично-дорожной сети.
4. Минимальные расчетные показатели организации сети общественного пассажирского транспорта и пешеходного движения.
5. Минимальные расчетные показатели инженерного обеспечения территории города.
6. Инженерная подготовка.
7. Санитарная очистка территории города.

«Мы до сих пор не можем отказаться от коммунистического землепользования и перейти к капиталистическому. Нужно четко сформулировать задачи нормирования и последовательно их выполнить. Нормы должны быть одинаковыми для всех районов города. Если их невозможно усреднить по количественным показателям, можно закрепить какие-то качественные характеристики», – считает Сергей Митягин, доктор архитектуры, эксперт Комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Законодательного собрания Санкт-Петербурга. С этим мнением согласно большинство участников рынка – для того чтобы разработать нормативы, необходимо понять, к чему мы хотим в итоге прийти. Строители и специалисты по градостроительному планированию убеждены, что, прежде чем нормировать, необходимо принять волевые политические решения и понять концепцию дальнейшего развития нашей экономики, культурной и социальной сферы.

 

Рубрика:

Нормы

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Нормы"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Архив"

Статьи о недвижимости