Купить Снять
Избранное
Избранное:

Покупатели теряют интерес к недвижимости в Сочи

Покупатели теряют интерес к недвижимости в Сочи

Жесткий крен интересов городской администрации Сочи в сторону строительства спортивных объектов и подготовки будущей Олимпиады приводит к ущербу туристического бизнеса, потере многих лояльных посетителей города и потенциальных покупателей.

 

Одна из причин, негативно влияющих на развитие курорта, это введение жестких ограничений по этажности застройки, что сказывается на рентабельности проектов. «Согласно новому Генплану развития города, принятому в 2009 году, этажность зданий не должна превышать 6 этажей в центральной части города, - комментирует ситуацию генеральный директор компании Penny Lane Realty Георгий Дзагуров. - Не стоит упускать из виду и тот факт, что любой застройщик должен либо ждать окончания Олимпиады, чтобы приступить к строительству, либо завершить проект задолго до ее проведения. Все это приводит к сокращению количества новых жилых объектов в городе». Так, на сегодняшний день, рынок недвижимости бизнес и элитного классов курорта представлен всего 31 проектом (около 650 тыс. кв. м). При этом средняя стоимость 1 кв. м в бизнес-классе составляет около 100 тыс. руб., в элитном — от 140 тыс. руб. и выше, что сопоставимо со стоимостью недвижимости в Москве (средняя стоимость кв.м эконом-класса – 100 тыс. руб., бизнес-класса – 200 тыс. руб.).

 

Другая важная причина снижения интереса к Сочи – транспортный коллапс. В Сочи проблема транспортной доступности стоит острее, чем в крупнейших городах РФ, негласно он считается самым «медленным» городом России. Причин этому – масса. Во-первых, устаревшая проектировка городских улиц и трасс, не рассчитанных на резко возросший автомобильный поток, отсутствие объездных магистралей. Во-вторых, нехватка парковочных мест, в результате чего машины ставятся на обочине дороги, заслоняя тем самым и без того узкую трассу. В-третьих, высокая аварийность горных участков дороги Джубга — Сочи. Еще один любопытный факт - количество автовладельцев - жителей Сочи опережает аналогичные показатели по самым крупным городам РФ. Так, на 1000 жителей (Большого Сочи) приходится 328 официально зарегистрированных машин. В Москве на тысячу — 313, в Санкт-Петербурге — всего 280. Если добавить к этому постоянную стройку, частые ограничения движения по основным транспортным артериям, связанные с проведением в городе различных форумов и выставок с участием официальных лиц, и резко возрастающий в период курортного сезона объем иногороднего транспорта, то становится очевидно, что почти 150 км сочинского побережья превращаются в единую пробку, скорость движения в которой иногда не превышает 5 км/час.

 

Вместе с тем, привлекательность главного курорта страны подтачивают современные проекты в других городах Черноморского побережья России, качество которых сравнимо с сочинскими, а нередко и превышает их. Это «Сады Морей» в Геленджике, «Резиденция Солнца» в Туапсинском районе, пока не завершенная «Золотая Бухта» в Анапе. Отдельно стоит отметить объекты «Горки Город» и «Роза Хутор» в Красной Поляне. «Именно эти два проекта задают не только здесь, но и по всей России, новые стандарты качества жизни на горнолыжном курорте, - считает Георгий Дзагуров. - Все апартаменты и таунхаусы, возведенные ранее, не конкурентоспособны на фоне данных жилых комплексов. Они уступают им в инфраструктуре, качестве строительства, надежности девелопера, устойчивости инвестора, способности проводить масштабную рекламную кампанию».

 

Вполне логично, что в связи со всеми вышеперечисленными причинами, а также неясными постолимпийскими перспективами Сочи, покупатели обращают свой взор на более спокойные и демократичные города с менее дорогостоящими черноморскими метрами.

 

Отдельно хотелось бы отметить и тот факт, что, похоже, никто не разделяет трех вполне обоснованных выводов, сделанных пару лет назад Институтом региональной политики:

 

1. Большой Сочи, раскинувшийся на 147 км вдоль Черноморского побережья нельзя позиционировать как один курорт ввиду его разнородности. Здесь и Красная Поляна с ее горнолыжными спусками, и молодежный курорт Лазаревское, и лечебная Мацеста, и необоснованно дорогой Центральный район и Олимпийская Имеретинская низменность в Адлере.

 

2. Маленькую Красную Поляну нерационально позиционировать как группу разных курортов: Газпром с его «Гранд Отелем Поляна», «Город Горки», «Роза Хутор», оскандалившаяся «Катерина Альпик» и родоначальник всех спусков здесь «Альпика-Сервис». Продвигать правильнее было бы определенно Красную Поляну (это уже практически всемирно известный бренд!) как единое целое. Однако, здесь как в сказке о лебеди, раке и щуке, каждый тянет в свою сторону. Похоже, девелоперы так и норовят сделать пребывание туриста в этом месте максимально неудобным из-за конкуренции и междоусобицы: нельзя даже купить sky-pass, который позволял бы Вам пользоваться любым подъемником этого курорта. При этом общая длина горнолыжных трасс Красной Поляны сегодня составляет смехотворные 13 километров, разделенные и дистанционно, и сознательно в то время, как в Куршавеле спуски суммарно в 12 раз длиннее, так еще и имеется опция взять ski-pass на все Три Долины что добавляет возможности изведать вдобавок еще 450 км трасс.

 

3. Но самый парадоксальный вывод - в Сочи нет туриндустрии как таковой. Инфраструктура туризма в целом сейчас представлена либо неклассифицируемыми объектами (частный сектор), либо санаториями советской эпохи, либо дорогими учреждениями класса люкс с уровнем сервиса 4-5 звезд. При этом самый большой бизнес в Сочи – дотационный - это пансионаты. Гостиничная отрасль – это микробизнес по сравнению с частным сектором. Размещение более половины туристов в частном секторе, обусловленное сложившимися традициями и экономическими соображениями туристов, уводит серьезные по масштабу финансовые потоки в теневой сектор и предполагает принципиальную невозможность какой-либо систематизации, контроля и планирования туристической отрасли. Острый инфраструктурный дефицит практически по всем отраслевым направлениям (включая сектор размещения и питания, транспорт, городскую инфраструктуру), высокие цены на размещение в отелях, несмотря на недостаточное качество сервиса, являются барьером для развития местного туризма. Посему, основная специализация территории – туристическая отрасль – де факто формирующая базу сегодняшней экономики городского округа, отсутствует.

 

В процессе к подготовке к Играм Сочи обречен на форсированное развитие инфраструктуры. Это уникальная возможность для рывка. Однако «большой толчок» нельзя рассматривать как однозначно позитивный фактор – он может, как вывести город на орбиту нового уровня устойчивого развития, так и нанести непоправимый урон его естественной эволюции как популярного курорта. Это произойдет в том случае, если город после Игр окажется не в состоянии генерировать достаточный доход и поток отдыхающих, чтобы поддерживать на достигнутой к Играм высоте свою техническую и рекреационную инфраструктуру, содержательность и качество услуг, занятость населения и дееспособность социальной сферы. Чтобы удержаться на достигнутом уровне, необходимо качественно изменить экономические условия жизнедеятельности Большого Сочи, создав все необходимые предпосылки для его устойчивого развития после игр.

21.07.2011

БКН.РУ

Комментарии
оставить комментарий

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Еще новости

Статьи о недвижимости