Купить Снять
Избранное
Избранное:

Власть и бизнес: что нам стоит дом построить?

Власть и бизнес: что нам стоит дом построить?

2 марта представители Комитета по строительству Ленобласти и девелоперы, реализующие крупные проекты на границе области, собрались, чтобы обсудить дальнейшие перспективы жилищного строительства. Вывод дискуссии прост: «Надо договариваться!»


В декабре 2010 года Министерством регионального развития была одобрена региональная программа «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ленинградской области в 2011-2015 годах».  «В 2010 году мы ввели 1 млн 42 тыс. кв.м жилья. На 2011 год, согласно графику, в Ленобласти будет введено 1 млн 72 тыс. кв.м жилья. В 2012 году мы планируем ввести уже 1 млн 650 тыс. кв.м жилья. Надеемся, что в новой программе примут участие не только государство и администрация области, но и бизнес. Для эффективного хода программы средства должны поступать из федерального и местного бюджетов, а также от девелоперов, желающих реализовывать жилищные проекты  в Ленобласти», – сообщил Дмитрий Микалаускас, первый заместитель председателя Комитета по строительству Ленинградской области. 

Программа будет осуществляться при поддержке ФЦП «Жилище» и включать в себя такие подпрограммы как компенсация процентной ставки по кредитам, строительство внутридворовых дорог и проведение благоустройства территорий. Стимулирование жилищного строительства будет происходить и за счет Фонда ЖКХ. В 2011-2012 годах Ленобласть выделит 370 млн рублей по программе «Переселение из аварийного жилого фонда» (программа работает с 2008 года). Также, по информации Дмитрий Микалаускаса, Ленобласть дорабатывает программу поддержки молодежи – часть средств, выделенных администрацией Ленобласти по программе, пойдет на новое строительство жилья для молодых семей, а часть – на денежные выплаты на покупку квартир. 

Социальная напряженность
Одной из самых жарких тем дискуссии между властями и девелоперами была и остается тема строительства социальных объектов и схема финансирования этого процесса. Администрация Ленобласти понимает, что для привлечения инвесторов и более эффективной работы с ними необходимо развивать инфраструктуру, однако и девелоперы должны проявить инициативу. 

«Программа по реконструкции и строительству образовательных учреждений в Ленобласти пока не принята, и инициатива создания объектов исходит от муниципальных  образований – они подают заявки на строительство и обосновывают его необходимость. Девелоперам стоило бы идти путем переговоров с МО. Например, на 2011 год пока запланировано строительство 8 детсадов, большая часть во Всеволожском районе. Значит, они сумели обосновать свои нужды», – пояснил Евгений Домрачеев, председатель Комитета по архитектуре и градостроительству Ленобласти.

Все муниципальные образования сегодня готовы на диалог с девелопером, уверен Владимир Петров, глава Сланцевского района Ленинградской области, региональный координатор проекта «Свой дом». В МО, по его словам, девелопер может найти все необходимые связи и выходы для выполнения своих задач. «Административный ресурс – это уже не актуально. Сегодня дорога между властью и бизнесом сократилась. В комитеты нужно идти через районы, так как они прислушиваются к их нуждам. Нужно заинтересовывать власть, в том числе и монополистов. Подавайте проблему в ракурсе задач, которые стоят перед властью, и тогда будут не нужны конверты и звонки “нужным людям”», – преисполнен оптимизма Владимир Петров.

Поиск компромиссов
Бизнес и власть сегодня много говорят о том, что нужно действовать совместно в проектах комплексного освоения, которые представляют особенную ценность в развитии жилищного строительства в Ленобласти. Но отсутствие опыта и отлаженных механизмов взаимодействия мешает такому объединению и порождает споры и недовольства.  

По словам Игоря Кулакова, генерального директора УК «Новые территории», девелоперы в проектах комплексного освоения обязательно проектируют социальные объекты, однако это не дает гарантии, что они будут построены. «Мы занимаемся разработкой и продвижением проекта комплексного освоения на территории 500 га на границе города и Ломоносовского района. Кроме социальной инфраструктуры, около 10% территории мы отводим под строительство промышленных объектов, для создания рабочих мест», – рассказал девелопер. Однако администрация Ленобласти не разделяет оптимизм девелоперов. «Проект замечательный, но без государственного партнерства построить жилой квартал на 150 тыс. человек абсолютно невозможно! То же самое могу сказать и про проект города “Южный” компании “Старт Девелопмент”. Исключение сегодня составляет только территория Кудрово – проект “Новый Оккервиль” (“Отделстрой”) и проект “Семь столиц” (Setl City), где вопросы инженерной подготовки и социального обеспечения имеют хотя бы перспективы решения», – повторяет Евгений Домрачеев.

Упростить жизнь инвесторов в силах местных властей, заявил на конференции представитель компании «Старт Девелопмент». «Упростите схемы подключения к сетям, финансируйте возведение инфраструктурных объектов, а мы после строительства передадим их на баланс области», – предложил инвестор. «Спасибо, не надо. Земля находится в частной собственности, и юридических механизмов передачи ее части сегодня не существует. Необходимо разрабатывать схемы работы над такими проектами по принципам государственно-частного партнерства (ГЧП), и тогда можно будет обсуждать такие вопросы», – ответил на предложение Евгений Домрачеев.

Инвесторы с Запада, где схемы ГЧП в крупных проектах работают давно, сталкиваются на российском рынке с практически неразрешимыми проблемами. «Весь груз проблем инфраструктурной подготовки ложится на плечи девелоперов. У иностранных компаний, которой мы являемся, поддержка государства в таких вопросах – нормальная практика. Проекты там дольше по времени реализации (до 10 лет), но с понятными правилами игры и прогнозируемой прибылью», – отметил Александр Свинолобов, директор по развитию компании «Эн-Си-Си Недвижимость» (шведская компания, занимается строительством жилья во Всеволожске и Мурино). По его словам, Россия – очень привлекательная площадка для иностранных инвестиций, но все инвестиционные фонды спрашивают о возможных рисках, а они, к сожалению, велики.

«Мы говорим потенциальным инвесторам откровенно – администрации и монополистам на российском строительном рынке отдано слишком много власти. У нас не продают полностью упакованные проекты, все приходится решать своими силами. Инвестиции в российские проекты можно иногда сравнить с походом в казино», – отмечает Александр Свинолобов. Представители Ленобласти склонны в свою очередь обвинять девелоперов в излишней жадности. «У вас есть жгучее желание строить в инвестиционно привлекательной Ленобласти. Построить максимальное количество жилья и уйти», – негодует Евгений Домрачеев.

Но, несмотря на взаимные обвинения и недовольства, перспективы у партнерства девелоперов и государства есть. Особенно могут поспособствовать этому выборы-2011. 


Рубрика:

Градостроительство

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Градостроительство"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Недвижимость"

Статьи о недвижимости