Купить Снять
Избранное
Избранное:

Трамвай Нежелание

Трамвай Нежелание

Василеостровский трамвайный парк все еще находится на грани частичного сноса, однако он получил статус выявленного объекта культурного наследия. Как это отразится на его целостности, Музее электрического транспорта и проекте строительства Дворца искусств, рассказали эксперты на встрече в пресс-клубе «Зеленая лампа»

 
Снести нельзя помиловать
С момента утверждения концепции создания Дворца искусств и сопутствующих объектов, которые должны быть возведены на территории Василеостровского трамвайного парка, встал вопрос о проведении историко-культурной экспертизы. Она должна была определить, каков баланс между сохранением исторического наследия и развитием этой территории. Однако результат такой экспертизы  категорически не устроил градозащитников. Из трех ангаров Василеостровского трампарка, образованных шестью полусараями, сохранялись под охраной лишь три полусарая, причем из федеральных они были переведены в региональные памятники. Остальные три полусарая были сняты с охраны. Их предполагалось снести, а на этом месте расположить площадь перед Дворцом искусств.

«Такой вариант нас никак не мог устроить, поскольку ценность и уникальность этого комплекса несомненна, – говорит заместитель председателя Петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов. – Именно отсюда вышел первый трамвай, причем вышел он как раз из тех, условно говоря, половинок, которые не были взяты под охрану. Кроме того, это один из последних остающихся у нас исторических трамвайных парков, потому что та активная застройка, которая шла на территории Петербурга в последние годы, привела к тому, что мы подобные объекты уже либо утратили, либо утрачиваем».

По словам главного специалиста Санкт-Петербургского представительства Международной гильдии инженеров-строителей Евгения Гостева, эти шесть полусараев, конструктивно образующих три ангара, могут существовать только вместе. У них общий каркас, и если разрушить часть, не выдержат и остальные полусараи.

«Из оставшихся трамвайных комплексов этот наиболее значителен по архитектуре, по конструктивным качествам, по значению в социальной культуре нашего города, – говорит сопредседатель Петербургского отделения ВООПИиК Маргарита Штиглиц. – Этот комплекс сооружался с 1906 по 1915 годы. Эти три ангара с интересными проемами, витражами – пример трансформации позднего кирпичного стиля в стиль модерн».

Эксперты утверждают, что найти компромисс реально, и переговоры с проектировщиками Дворца искусств велись довольно долго, однако вторая сторона осталась непреклонной. «Мы неоднократно предлагали найти какое-то компромиссное, более взвешенное решение, поскольку найти его было вполне возможно, – говорит Александр Кононов. – Сам по себе новый объект не вызывает никаких отрицательных эмоций, но хотелось бы, чтобы он не катил катком по истории. К сожалению, такого решения найти не удалось». 

Своя версия
Есть еще одна причина бороться за сохранение трампарка. Дело в том, что на его территории находится Музей электрического транспорта Санкт-Петербурга. Эксперты утверждают, что в трех полусараях музею будет тесно, не говоря уже о каком-то развитии.

На сегодняшний день в музее учитываются лишь 28 транспортных единиц, для которых трех полусараев вроде должно хватить. Однако, по словам члена президиума Петербургского отделения ВООПИиК, депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексея Ковалева, музей включает 65 транспортных единиц.

Это подтверждается документами. А комиссия, насчитавшая 28 единиц, в пояснительном письме уточнила, что насчитала 22 трамвайных вагона и 6 троллейбусов «штучно на экспозиции». У эксперта есть своя версия происходящего.

«Здесь речь идет о наглой попытке выдать желаемое за действительное и уничтожить уникальные объекты подвижного состава, в который входят, например, троллейкары, троллейбус “Ленинград-1”, – говорит Алексей Ковалев. – На проектирование Дворца искусств были потрачены огромные деньги инвестора. Я видел эти материалы и могу сказать, что это не предпроектные материалы, а проектные. То есть уже сделан объемный проект. Предусмотрена площадь 50 на 100 метров – именно для этого нужно снести 3 полусарая. Если взять этот макет и развернуть на 90 градусов, все прекрасно влезает, и не нужно ничего сносить. Единственный неизменяемый модуль в этом проекте – концертный зал, но он размером 59 на 29 метров, и его можно поставить куда угодно. Остальное, а именно выставочные и конференц-залы, можно разместить в любом порядке. Но деньги на проект уже потрачены. И теперь, если менять его, нужно снова просить огромную сумму денег у инвестора. Я думаю, что все дело именно в этом, в некомпетентности людей, сделавших проект. А проблем с размещением Дворца искусств абсолютно нет». 

Новая экспертиза
Не найдя компромисса, Петербургское отделение ВООПИиК инициировало проведение альтернативной государственной экспертизы. Ее провела Татьяна Кудрявцева – государственный эксперт, член ИКОМОС, доцент МАРХИ, член Федерального научно-методического совета Минкультуры РФ. «Это была высокопрофессиональная экспертиза, – дает оценку Маргарита Штиглиц. – С Татьяной Петровной Кудрявцевой мы неоднократно сотрудничали, она специалист в области охраны промышленных объектов, и мы придерживаемся единого мнения насчет сохранения этого комплекса».

Новая экспертиза пришла к выводу: «Все исторические объекты недвижимости, сохранившиеся на исторической территории Василе-
островского трамвайного парка, представляют собой ценность с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, социальной культуры, являющуюся свидетельством эпохи позднего капитализма Российской империи (памятниками), а в совокупности могут быть по праву названы ансамблем, то есть объектом культурного наследия федерального значения».

«Согласно проведенной экспертизе, Василеостровский трампарк было рекомендовано включить в единый госреестр объектов культурного наследия как памятник федерального значения в своих исторических границах, с включением и тех трех половинок депо, которые были сняты с охраны, – объясняет Александр Кононов. – С момента поступления в Министерство культуры полного пакета документов, то есть с 6 июня, комплекс считается выявленным объектом культурного наследия и подлежит охране либо до включения его в госреестр, либо до получения отказа от включения его в госреестр. Но на сегодняшний день все работы на этой территории должны быть согласованы с органами охраны памятников». Выходит, что начатый недавно демонтаж рельсовых путей и контактной сети является незаконным. Такие действия могут быть квалифицированы по статье 243 УК РФ, полагают в Петербургском отделении ВООПИиК.

 «Экспертиза, проведенная ВООПИиК, не является альтернативной, – считает Алексей Ковалев. – Это единственная государственная экспертиза, проведенная по данному объекту. То, что было проведено по заданию инвестора, не было государственной экспертизой, поскольку, согласно закону, она должна была проводиться аттестованными экспертами. На тот момент не было ни положения об экспертизе, ни аттестованных экспертов. Вся эта работа – чистая самодеятельность, на которую закрывали глаза, потому что другой экспертизы просто не было. Теперь, если хотя бы один кирпич будет вынут из полусараев, это будет нарушением законодательства».

По словам экспертов, даже если памятнику откажут во включении в федеральные списки, это не станет препятствием для его включения в региональные списки. «Необходимо выслушать мнения специалистов на Федеральном совете по культурному наследию, подготовить и согласовать с ведомствами проект распоряжения. Думаю, осенью должно быть готово решение», – заключил Алексей Ковалев.  

Рубрика:

Градостроительство

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Градостроительство"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Недвижимость"

Статьи о недвижимости