Купить Снять
Избранное
Избранное:

Требуется хозяин юга

Требуется хозяин юга

13 июля за круглым столом девелоперы проектов комплексного освоения на юге Петербурга в очередной раз обсудили свои проблемы и пришли к выводу, что для развития новых территорий нужен единый хозяин, владеющей всей ситуацией


Всего в радиусе 30 км от Петербурга сегодня заявлено свыше 10 проектов комплексного развития территорий (КОТ), сообщил Владимир Копылов, ведущий аналитик компании Setl City. Хотя строятся далеко не все. Во время кризиса выжили только реалистичные 
проекты – проекты, в которых была подготовлена инженерия и транспортные коммуникации.

Действующие проекты на юге – это в первую очередь  «Новая Ижора» и «Славянка» (компания «Балтрос»). За 2010 год в проектах КОТ было введено около 500 тыс. кв.м. Из них доля «Балтроса» составила 320 тыс. кв.м жилья в районе «Славянка». На 2011 год в районе запланировано возведение 140 тыс. кв.м, и еще более 500 тыс. кв. м – на 2012 год. Всего проектом «Славянка» предусмотрено строительство 1,4 млн кв.м жилья. На начальной стадии строительных работ находится проект «Триумф-Парк» от Mirland Development Corporation, а также проект развития города-спутника «Южный» от компании «Старт-Девелопмент» (выход на площадку планируется в 2013 году, в апреле 2011-го проект получил статус стратегического). Компании  Lipsanen&Co и «Лемминкяйнен» недавно заявили о развитии территории Сталепрокатного завода (строительные работы должны начаться в 2012 году), а израильская компания Canada-Israel Development планирует строительство жилого квартала «Планетоград» на Пулковских высотах.  

Болевые точки
Общим больным местом для всех проектов комплексного освоения в Петербурге является инфраструктура – инженерная, транспортная и социальная. До сих пор ни у девелоперов, ни у администрации Петербурга нет ясности, кто должен нести финансовые расходы при прокладке новых инженерных сетей, строительстве детских садов, школ. С развитием транспортной сети проблема другого плана – городская и областная программа развития не успевают за планами инвесторов. Отсутствие четкой координации между властями, девелоперами и монополистами тормозит процесс освоения новых территорий даже больше, чем два кризисных года, уверены игроки рынка.

Девелоперы  апеллируют к мировой практике, где города-спутники строятся исключительно с государственным участием, что обеспечивает гармоничное развитие новых районов. При таком подходе новые кварталы обеспечены всей инженерной инфраструктурой, а жители имеют качественные транспортные и социальные объекты. Так, в городах-спутниках обычно размещают крупные предприятия и создают центры деловой активности, чтобы обеспечить жителей района рабочими местами и снизить таким образом маятниковые потоки из пригорода в город. Девелоперы уверены, что без помощи государства будет сложно создать среду, отвечающую этим запросам. В новых районах необходимо развитие промышленного кластера и центров деловой активности, которые обеспечат рабочие места населению. Но возможно это лишь при участии и поддержке государства. 

В поисках лидера
«Необходимо разработать документы, многосторонние соглашения, в которых стороны бы обозначили свои зоны ответственности – 
кто строит жилье, кто строит дороги, а кто детские сады и школы. Сейчас ситуация похожа на басню “Лебедь, рак и щука”  – каждый тянет в свою сторону», – высказался на круглом столе Олег Еремин, первый вице-президент группы компаний «Балтрос».

Большая часть заявленных проектов, по его  мнению, так и не сможет стартовать в ближайшее время из-за многочисленных проблем с инфраструктурой района. «Мы должны выбрать не только координационный совет, но и человека, который бы стал “хозяином” комплексного развития. Это может быть человек из власти или из бизнеса», – поддержал коллегу Александр Лелин, генеральный директор ЗАО «Ленстройтрест» (входит в состав ПО «Ленстройматериалы»). Кооперация необходима и в рядах самих инвесторов – совместными усилиями можно разработать единый проект транспортной и социальной инфраструктуры всего юга. «Порознь проекты реализовать невозможно. Но вместе мы сможем избежать ошибок, допущенных ранее в формировании новых районов. Например, строительство микрорайона Озерки обернулось транспортным и социальным коллапсом – люди стремятся уехать оттуда», – соглашается Владимир Вишневский, директор департамента строительных проектов банка ВТБ.

Все участники от бизнеса сошлись на том, что для решения вопроса не хватает единого лидера, который бы сплотил девелоперов и мог бы представлять их интересы. «В схеме взаимодействия власть-девелоперы выпадает мастер-девелопер. Это компания, управляющая большой территорией, в рамках которой ведут работы другие девелоперы. Мастер-девелопер может централизованно решать возникающие вопросы. Это должна быть бизнес-структура, владельцы которой близки к властям», – предложил Петр Кузнецов, директор компании «Конфидент». 

Голос разума
Власти  уверены, что рано или поздно механизм взаимодействия будет выработан, в  первую очередь на проектах частно-государственного партнерства. «В “Славянке” и “Новой Ижоре” эти механизмы уже работают. При их успешном проведении такая практика будет применяться и в других проектах. Самое главное, что необходимо для союза бизнеса и власти, – умение найти баланс между желаниями застройщиков и возможностями бюджета», - объяснил Игорь Девятко, начальник отдела по развитию инвестиционной привлекательности Комитета по инвестициям и стратегическим проектам. Реализация комплексных проектов, по мнению администрации, не должна занимать меньше 7-10 лет, чтобы за этот срок государство успело подстроить свои планы и обеспечить территорию инфраструктурой. «В советское время с момента идеи создания нового квартала до реализации проходило около 20-30 лет. Например, так создавался квартал “Ржевка”. Сначала делался проект, затем финансовый просчет, затем находили средства, строили всю инфраструктуру, и параллельно вели жилое строительство. В Европе тот же подход», - соглашается с чиновником Юрий Бакий, главный градостроитель ГУ «Научно-исследовательский и проектный центр генерального плана Санкт-Петербурга».

«Бесполезно жаловаться между собой – нужно  договариваться, и не только на словах, но и финансово. Например, всем заинтересованным девелоперам вскладчину сделать общую транспортную концепцию на весь юг», – предлагает Елена Ногова, заместитель генерального директора НИПИ ТРТИ. Большая проблема с транспортной доступностью в новых кварталах закладывается еще на стадии проекта планировки – кварталы в 700 метров длиной делают невозможной планировку удобных въездов и выездов и осложняют внутриквартальное движение, уверены эксперты.

Продумывать развитие необходимо заранее. Генплан, разработанный до 2025 года, – это стратегический план развития города, девелоперам сейчас необходимо определиться, какая инфраструктура им необходима, чтобы централизованно внести изменения. «Генплан принимался в 2007 году, и пока мы вполне укладываемся во все показатели. Но появляются все новые и новые планы. Девелоперам нужно смотреть в будущее и видеть ситуацию в комплексе. Сейчас в Институте Генплана находятся 55 заявок от девелоперов на внесения изменения в Генплан Петербурга. Нарисовать “светлое будущее” можно, но вот как в него попасть – другой вопрос. Нужно делать все постепенно, step by step», – высказался Юрий Бакий.

По  мнению петербургских градостроителей, при нынешней ситуации с инфраструктурой  из планов девелоперов может реализоваться не более 1/10 части. Показатели плотности населения на юге города увеличатся в разы: сегодня население Пушкина составляет 126 тыс. человек, а если все задуманные проекты будут реализованы, оно увеличится до 1 млн жителей.  

Рубрика:

Градостроительство

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Градостроительство"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Недвижимость"

Статьи о недвижимости