Купить Снять
Избранное
Избранное:

Будущий Петербург

Будущий Петербург

В рамках проекта «Будущий Петербург» эксперты рынка недвижимости обсудили перспективы развития общественных пространств Северной столицы. Сегодня ситуация неутешительная: государственные общественные пространства работают неэффективно, а частные не получили должного развития. Картину могут изменить проекты комплексного освоения, включающие в себя современные общественные площадки.

 
Дефицит современных общественных пространств – одна из главных причин, по которым российские города серьезно проигрывают по качеству среды городам ближнего и дальнего зарубежья. Без комфортной среды для жизни, бизнеса, отдыха и самовыражения город не способен привлекать и удерживать новых жителей и не может быть туристически привлекательным. «Общественные пространства дают жителям города возможность для диалога. Это точки пересечения разных слоев общества, и такой контакт крайне важен. Общественные пространства запускают внутренние ресурсы города, хоть и живут своей жизнью», – сообщил в своем докладе Олег Паченков, кандидат социологических наук, заместитель директора ЦНСИ.

Немного теории
Необходимость расширять и модернизировать общественные пространства в Петербурге вызвана несколькими процессами – возрастающей мобильностью населения, высоким уровнем городского стресса, ростом качества жизни горожан и потребностью в новых впечатлениях, появлением новых общественных групп со своими особенными потребностями. Классические признаки общественных пространств – противопоставленность приватным на уровне управления и интересов, возможность общаться всем слоям общества, открытый доступ для всех. Но сегодня, согласно последним исследованиям социологов, общественные пространства требуют значительных изменений в подходе к их развитию. «Два главных постулата – избегать упрощений и избегать обобщений», – комментирует Олег Паченков. Слово public (англ. «общество») ранее всегда употреблялось в единственном числе, как и само общество воспринималось, как более-менее однородное явление. Однако сегодня очевидно, что общественных групп много и у каждой из них разные потребности. Соответственно, общественные пространства должны разделяться по типам – от максимально открытых площадок до закрытых пространств «только для своих». Дабы избежать обобщений, современная социология выделяет пять видов общественных пространств:
 
1. «Социабильные» (от англ. sociable)  – это торговые и пешеходные улицы, небольшие городские площади. Такие площадки созданы для взаимодействия широких слоев общества.
2. Рекреационные пространства – парки, скверы, заповедники и т.д. Главная их роль – избавить горожан от стресса и улучшить экологию города.
3. Событийные   – театры, кинотеатры, музеи, выставочные и арт-пространства и площадки перед ними.
4. Политические – главные городские площади, на которых общество имеет возможность выражать свое мнение и вести диалог с властью.
5. Городские дворы – среда, создающая микроклимат жизни человека в своем районе.
 
Особенно остро Петербург, по мнению экспертов, нуждается в событийных и рекреационных пространствах. «Обсуждение этого вопроса началось еще в 2008 году, и это уже было очень проблемной точкой. Сейчас середина 2012 года – а мы никуда не продвинулись. Экономика и логика подсказывают нам два пути решения – реорганизация существующих общественных пространств и создание новых», – констатирует Виктория Желтова, руководитель проектного направления ЦСР «Северо-Запад».
 
Подавляющее большинство существующих в Петербурге общественных пространств – наследие советских времен. В основном это рекреационные парковые зоны и спортивные сооружения, отвечающие идеологии того времени. Почему имеющиеся общественные пространства сегодня не удовлетворяют потребностей горожан? Причин две: износ и несоответствие современным требованиям (спортивные объекты – яркий тому пример), а также неэффективное управление и ненадлежащая эксплуатация таких объектов (например, городских парков). «В мировой практике общественные пространства – любой направленности и масштабов – это синергия общественных интересов и бизнеса. В современном, эффективно управляемом общественном пространстве средний бизнес получает хорошее развитие. Это дает прибыль и государству – в виде налоговых отчислений», – продолжает Виктория Желтова. Сложность в программе реорганизации имеющихся общественных пространств одна, но очень существенная – необходимость участия города и, соответственно, включения расходов по модернизации в городской бюджет. Более того, городу не только придется вложиться в создание современной инфраструктуры общественных пространств, но и в дальнейшем привлекать профессиональные управляющие компании. «Успешное городское общественное пространство возможно только с сильной управляющей компанией, формирующей концепцию и планомерно ее реализующей», – подчеркнул Владимир Андреев, управляющий партнер NAI Becar Projects. Подобных примеров в Петербурге пока не существует.

Стратегия и тактика
Таким образом, главная надежда, связанная с развитием общественных пространств в Петербурге, – их реализация в рамках стратегических инвестиционных проектов при поддержке частного бизнеса или в формате ГЧП, а также развитие локальных событийных площадок. Администрация Петербурга с этим мнением согласна. «В Европе между девелоперами идет конкуренция за идеи, как оформить свой проект и включить туда интересное общественное пространство. Государство должно всячески поддерживать и развивать такие инициативы», – подчеркнул Терентий Мещеряков, глава Фрунзенского района Петербурга. Удачными форматами создания новых общественных пространств являются лофт-проекты, арт-кластеры и креативные пространства. Подобная идея была реализована в лофт-проекте «Этажи» на Лиговском проспекте. А затем получила развитие в креативном пространстве «Ткачи», которое является не только событийной площадкой, но и полноценным арт-кластером, объединяющим под одной крышей разные сферы современного искусства и образования. По словам генерального директора ГК «Овентал» Александры Славянской, в «Ткачах» планируется проводить как выставки, так и обучающие и развлекательные мероприятия, музейные экспозиции, мероприятия, направленные на семейное просвещение. При этом все креативные сферы, которые сейчас есть в Петербурге, практически в полном объеме представлены в «Ткачах»: есть интересные торговые и офисные площади, архитектурные мастерские, школы танцев, рекламные площади и аэрография и т.п. «На объекте, естественно, используется современное оборудование, начиная от электронных навигаторов, которые в ближайшее время будут установлены на первом этаже в обходной зоне, и заканчивая специализированным оборудованием для лазерного шоу, проекции голографических изображений и иных спецэффектов. Часть оборудования будет установлена стационарно на объекте, часть привозят наши арендаторы, которые организуют те или иные мероприятия», – отмечает г-жа Славянская.
 
Санкт-Петербургу крайне необходимы подобные креативные пространства – это та среда, которая позволяет качественно развиваться стартапам, в том числе в области искусства, инноваций. Если для обычного бизнеса необходимо просто удобное местоположение, качественные и технически обеспеченные площади, то для стартапов очень важна атмосфера, пространство и соседи. Помимо простоты и комфорта, им должно быть интересно, они должны находиться в такой среде, которая продвигает их вперед, стимулирует работу творческой мысли. «С этой точки зрения креативные пространства очень нужны. На
 
Петербургском экономическом форуме, где мы делали доклад по поводу креативного пространства, один из американских инвесторов отметил актуальную проблему: сейчас в России категорически не хватает проектов, которые будут стимулировать людей, выбирающих между Россией и Западом, оставаться в России. И причина кроется не в лучших финансовых условиях, а в более комфортной и интересной среде. Мне кажется, что креативные кластеры способны создать именно ту среду, ориентируясь на которую, кто-то скажет для себя: я не поеду работать в Штаты, я останусь здесь, потому здесь интереснее», – соглашается Александра Славянская.    
 
Еще одним событийным общественным пространством обещает стать проект «Новая Голландия». Перед инвесторами проекта стоит несколько задач: восстановить памятник индустриальной архитектуры, который находится на острове, а также создать многофункциональный комплекс.
На острове планируется открытие культурных центров, театров, музеев и выставочных залов, образовательных учреждений, в том числе и научных лабораторий, занимающихся развитием современных IT-технологий. Каждый из этих якорей будет дополнен коммерческой инфраструктурой, включая офисные пространства, резиденции и гостиницы.
 
Проект «Набережная Европы» (девелопер проекта – «ВТБ-Девелопмент») будет включать существенную долю общественных пространств. «Жилищная застройка предполагается на 50% территории проекта, оставшаяся половина станет открытой общественной площадкой с культурной составляющей. Часть территории после реализации проекта будет отдана городу, а управлением и эксплуатацией объектов займется наша управляющая компания», – комментирует Александр Ольховский, вице-президент, управляющий директор банка ВТБ. Одним из ключевых элементов проекта станет первая в Петербурге пешеходная набережная. Важнейшим элементом, организующим пространство проекта, станет Дворец танцев Бориса Эйфмана.
 
Еще более масштабные планы по созданию новых общественных пространств – в проекте намывных территорий «Новый Берег» (инвестор проекта – ООО «Северо-Запад Инвест»). Территория всего проекта составит около 510 га, общая площадь жилой застройки – 2 млн кв.м. Площадь объектов коммерческого и социального назначения – около 1 млн кв.м. Площадь создаваемых рекреационных зон – около 130 га (в том числе около 100 га – территории парков). В северной части территории запланировано обустройство яхтенной марины. Также проект предусматривает обустройство нескольких городских пляжей общей протяженностью около 3 км. Проектировщиком ставится задача создания комфортных общественных пространств различного иерархического уровня – публичных и коллективных.
 
«Общественные пространства нового района должны стать притягательными для жителей Петербурга и гостей города. “Новый Берег” – это знаковый градостроительный проект, призванный внедрить инновационные стандарты в социальную и архитектурно-планировочную организацию среды. Создаваемые на современном и прогнозном уровне понимания качества жизни, с учетом новейших технологий, такие города, с принципиально новыми характеристиками среды обитания, – основа развития России, ее будущее. Наш проект призван стать своеобразной точкой роста существующих на сегодняшний день социальных и экологических стандартов и технологий. Эти идеи органично сочетаются и с коммерческой эффективностью проекта. Территория, комфортная для жизни, интересная для всех жителей, имеет высокий статус, повышает ценность проекта и дает прекрасные возможности для развития сопутствующей коммерции», – комментирует Владимир Жуйков, заместитель генерального директора  ООО «Северо-Запад Инвест».  

Диалог с городом
Абсолютное большинство инвесторов убеждено в необходимости развития общественных пространств в рамках своих проектов. И это, безусловно, позитивная тенденция. Негативной же можно считать не всегда понятную позицию администрации и неотлаженные законодательные механизмы в создании общественных пространств за счет частных инвестиций. Точнее, с созданием вопросов уже не возникает. А вот интеграция нового общественного пространства в городскую среду, дальнейшее управление и эксплуатация пока вызывают затруднения. «Девелоперы умеют и хотят создавать успешные современные общественные пространства в своих проектах. Создать можно все что угодно, но вопрос, кто будет этим управлять, остается открытым!» – сетует Анастасия Козлова, директор дирекции девелопмента компании «Главстрой-СПб». В проекте «Юнтолово» вблизи Лахтинского Разлива (девелопер – «Главстрой-СПб») под рекреационную зону выделено 9 га земли. Девелопер планирует создать на этой территории полноценную парковую зону, однако сталкивается с проблемой нежелания города брать новый объект себе в управление. «Пока нам не удается наладить диалог с городом. Просто пример: мы создаем в рекреационной зоне велосипедные дорожки, хотели соединить их с городскими – не разрешили. Будем кататься по 9 га. Хотели сделать экотропы – экологи против! Более глобальный вопрос – эксплуатация. Девелопер не может за свой счет эксплуатировать общественный объект на территории своего проекта.
 
На кого лягут платежи? Можно включить их в квартплату жильцов, но вряд ли это решение их обрадует», – комментирует Анастасия Козлова. Другой проект девелопера – реконструкция Апраксина двора – также испытывает сложности с общественной частью. «Оставить пространство полностью открытым сложно, так как публика в этом районе разношерстная. Была красивая идея по организации уличной зоны проекта – атриум, соединяющий два берега Фонтанки. Крытая улица как общественное пространство – отличный формат для Петербурга, учитывая климатические условия. Но проект вызвал бурю негодования со стороны градозащитников», – сообщила директор диреции девелопмента «Главстрой-СПб».
 
«Всегда, когда заходит речь о передаче общественных пространств в управление частным структурам, возникают проблемы. А между тем существует масса способов сделать общественные пространства в Петербурге лучше без миллиардных вложений города и эффективно управлять ими в частном порядке», – прокомментировал ситуацию Борис Юшенков, советник президента GC Development Group. Пока, констатирует эксперт, ни крупные, ни точечные проекты общественных пространств город не рассматривает. «Власть должна аккумулировать идеи и планы и разрабатывать программу развития общественных пространств. Тем более, создание пространств не потребует от города вложений. Причем программа должна касаться не только центра города, но и новых точек роста»,  – резюмировал эксперт. 


Рубрика:

Градостроительство

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Градостроительство"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Недвижимость"

Статьи о недвижимости