Купить Снять
Избранное
Избранное:

Петербург повернулся лицом к морю

Петербург повернулся лицом к морю

В рамках Балтийской строительной недели прошел архитектурный форум A.City. Центральным мероприятием стала конференция по освоению прибрежных территорий. Участникам форума показали примеры из мировой практики освоения берегов и первые начинания в Петербурге

 
Развитие прибрежных территорий Финского залива стало одним из главных градостроительных трендов в Петербурге. Консультанты, эксперты и участники рынка недвижимости все чаще говорят о том, что пора вернуться к первоначальным замыслам Петра I, создателя Петербурга, и выводить город к морю. Кроме того, если вид на воду отлично используется внутри Петербурга, в центре, то побережье Финского залива по большей части представляет собой печальную картину – заболоченные, затопляемые территории, не приспособленные для культурного досуга и создания общественных площадок.

Что немцу хорошо?
В первой части конференции эксперты познакомили участников форума с самыми удачными мировыми проектами освоения прибрежных территорий. Анна Катханова, начальник сектора по организации градостроительных и архитектурных конкурсов КГА, представила обзор европейских проектов по развитию центральной части города за счет обустройства прибрежных зон. Самый яркий пример увеличения площади центра города за счет береговой зоны – проект HafenCity. Это «город-порт» и самый новый городской район Гамбурга. С севера он граничит с центральной частью Гамбурга, от которой его отделяет Таможенный канал, а с юга и запада – с Эльбой. Этот городской район, удаленный от Ратушной площади всего на 800 метров, полностью окружен рекой и каналами, и его площадь составляет 2,2 кв.км. В настоящее время это один из крупнейших градостроительных проектов Европы, где на месте складов и портовых помещений строятся жилые дома и офисы, магазины, рестораны, музеи и культурные центры. «Главная задача развития нового района – расширить центр города. Ранее между фешенебельным центром и водой пролегала портовая зона. Функционал нового района как утилитарный, так и туристический. Например, в HafenCity сохранился амбарный городок – комплекс исторических зданий, которые переоборудованы под современные склады. Сохранив исторический облик, амбары привлекают и туристов. В новых офисных зданиях расположатся компании из современных секторов экономики – медиахолдинги, IT-компании и т.д.», – отметила Анна Катханова. В таких проектах важно совместить самые разные функции, говорит эксперт. В HafenCity на одной территории расположены амбарный городок, жилье, офисы, прогулочная набережная, круизный терминал, общественный парк и социальный проект – дом престарелых, рестораны, кафе, а также гигантский аквариум и научный центр.
 
Идея строительства HafenCity была предложена Сенатом города Гамбурга, который в 1999 году объявил конкурс на застройку портовой зоны площадью 157 га. Особенность этой зоны состоит в ее центральном положении в городе и вместе с тем островном характере территории, омываемой водами Эльбы.
 
При разработке в 2000 году генерального архитектурного плана района за основу был взят совместный проект градостроительных бюро Hamburgplan (Гамбург) и Kees Christiaanse/ASTOC (Кельн-Роттердам). «Общественность активно вовлекается в проект, ведется политика абсолютной открытости. Жители и гости Гамбурга могут познакомиться с проектом поближе в информационно-выставочном павильоне. Здесь можно увидеть архитектурную модель будущего города в масштабе 1:500, которая своевременно обновляется и отображает дальнейшие планы застройки. Для наблюдения хода строительства оборудована специальная смотровая площадка», – рассказала Анна Катханова.

Северный подход
Не отстают в плане развития берегов и наши ближайшие соседи – Финляндия, Норвегия, Швеция. Проект Aker Brygge в Осло ставит благородную цель – освободить прибрежную полосу города для создания общественных пространств и важных для населения функций – торговля, развлечения, прогулочные зоны, жилье, услуги, офисы. «Опять же, этот проект совмещает в себе множество функций, но они не конфликтуют между собой. Все грамотно продумано, вплоть до пешеходной площади, под которой находится подземная парковка», – отметила эксперт. Так, старая гавань в Aker Brygge, отреставрированная и наделенная новым функционалом, превратилась в район популярных ресторанов, фешенебельных магазинов и мастерских художников и стала современным центром Осло.
 
Еще один прибрежный район – Hammarby Sjostad в Стокгольме – больше ориентирован не на общегородское использование, а формировался как новый район для проживания с видом на воду. Тем не менее, кроме жилого массива, в районе созданы коммерческие объекты, дающие 10 тыс. рабочих мест, социальные объекты – детские сады, дошкольные центры развития, школы, центры здоровья, библиотека, – стоянка для частного водного транспорта для личных целей и обслуживания туристов. Кстати, водным транспортом жители района могут добираться до центра бесплатно, для его гостей установлена небольшая плата. Для формирования архитектурного облика района выбрана очень плотная, но невысокая застройка. Главные принципы формирования района – экологичность, уникальный пейзаж и близость воды – органично сочетаются с новой застройкой.
 
Власти Хельсинки совместно с девелоперами в последние 5 лет целенаправленно избавляют прибрежные линии от промышленных производств и портовых предприятий, чтобы дать дополнительные функции центру. Пример тому – район Jatkasaari. «В районе все жилье построено с видом на воду, причем этот вид используется на максимуме возможностей – террасы, балконы, которые летом открываются, и жители получают возможность быть на свежем воздухе оставаясь в своих квартирах», – комментирует Анна Катханова. Район включает 600 тыс. кв.м нового жилья и 300 тыс. кв.м коммерческих площадей – рестораны, магазины, бытовые услуги, банки и т.д. При этом из бюджета Хельсинки на финансирование проекта направлено 277 млн евро. Интересен девелоперский подход – первыми в районе появятся общественные пространства и развлекательный сектор, который позволит зарабатывать для дальнейшего инвестирования средств в жилье.

Стратегия и тактика
Вторым важным вопросом для обсуждения стало акваториальное планирование Финского залива и Невской губы. Эра Миленина, директор по науке ОАО «НИИП Градостроительства», член Союза архитекторов РФ, кандидат географических наук, рассказала участникам форума о сложностях акваториального планирования и освоения прибрежной линии в Петербурге. «Сегодня мы только разрабатываем инструментарий для создания законодательной базы по акваториальному планированию. Пока в России нет нормативной базы, на основе которой можно строить планы по развитию прибрежных зон. При этом на международных конференциях я все чаще слышу доклады на тему акваториального планирования от стран Балтийского моря. Все они активно планируют, проектируют и реализуют новые проекты на своих берегах», – отметила эксперт. Между тем, для развития берегов Финского залива в Петербурге требуется четкий регламент действий, ведь со строительством Комплекса защитных сооружений (КЗС) любое строительство на берегу отражается на пропускной способности дамбы. Пока же в Петербурге прибрежную линию осваивают точечно, без стратегического плана развития. «Между тем, 2014 год объявлен годом Финского залива. Россия входит в состав комиссии, но показать нам пока нечего, к сожалению. В первую очередь из-за того, что на развитие береговой зоны не выделяется федеральных бюджетных средств. В итоге у нас нет стратегии развития прибрежных территорий», – комментирует Эра Миленина.
 
Несовершенства законодательства и отсутствие стратегии развития остро ощущают девелоперы, которые планируют реализовывать подобные проекты. Пока единственным примером комплексного развития прибрежной территории и освоения акватории Финского залива можно назвать проект «Новый Берег» (ООО «Северо-Запад Инвест»). В рамках конференции с докладом о проекте и разбором проблем существующих строительных нормативов выступил Сергей Митягин, доктор архитектуры, профессор, советник РААСН, главный архитектор ОАО «НИИП Градостроительства». По его мнению, сегодня запустился процесс развития города в сторону моря, в том векторе, который был заложен при создании Северной столицы. Развитие прибрежных территорий в Петербурге всегда происходило с применением намывных технологий из-за особенности грунтов. «Логичным продолжением этого вектора развития стал проект “Новый Берег”. Еще одним фактором, создавшим предпосылки к появлению проекта, стала проблемность территории под Сестрорецком. Сегодня она затапливается, заболачивается и подвергается наводнениям. Главная задача, которую ставили городские власти перед инвесторами проекта, – защитить береговую линию. А также улучшить инфраструктуру Курортного района», – отметил Сергей Митягин.
 
Дефицит энергетических мощностей и отсутствие инженерного обеспечения долгое время тормозили развитие всех комплексных проектов в этом районе. Комплексное развитие этих земель предусмотрено Генеральным планом Петербурга, однако конкретные сроки были установлены только постановлением правительства «О Плане мероприятий по проектированию, строительству и реконструкции объектов инженерной инфраструктуры для обеспечения намывных территорий севернее пос. Лисий Нос на 2011-2016 годы». Появление документа связано с реализацией проекта «Новый Берег». В рамках самого проекта предусмотрено строительство 2,2 млн кв.м жилой и 1 млн. кв.м деловой недвижимости, а также детских дошкольных учреждений, школ, санаториев, поликлиник, административных зданий, университетского корпуса и стадионов.
 
Проект предусматривает реализацию ряда современных энергоэффективных решений в сфере энергоснабжения: использование солнечной энергии при помощи «солнечных коллекторов» для получения горячей воды на нужды теплоснабжения и горячего водоснабжения, использование низкопотенциального тепла при помощи тепловых насосов, а также системы тригенерации тепла. «При проработке проекта мы столкнулись с тем, что законодательно-нормативная база не стыкуется с предлагаемыми инновациями. Хотя, по моему мнению, нормативы должны ориентироваться на потребительские качества, а не на существующие строительные материалы и технологии», – высказался Сергей Митягин. Законодательные проблемы также будет испытывать каждый инвестор, пожелавший заняться развитием прибрежных зон Петербурга – сегодня по закону вся акватория принадлежит Российской Федерации. «Берега у нас все затопляемые, и четкой границы берега и воды нет, поэтому и сделать там что-либо можно лишь по согласованию Совета Федерации. Для того чтобы это согласование получить, нужно пройти долгий-долгий путь. Выживают на этом пути самые сильные инвесторы», – отметил Сергей Митягин. Участники конференции выразили надежду, что реализация масштабного проекта в акватории Финского залива способна подвигнуть государство к решению вопросов со стратегическим планированием развития прибрежных территорий. 

Рубрика:

Градостроительство

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Градостроительство"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Недвижимость"

Статьи о недвижимости