Купить Снять
Избранное
Избранное:

Петербург нужно развернуть к морю

Петербург нужно развернуть к морю

Известный испанский архитектор Рикардо Бофилл Маджора Вергано посетил Петербург и выступил на конференции «Городские берега». Мероприятие было посвящено мировому и российскому опыту в освоении прибрежной линии. Параллельно обсуждались идеи, которые можно применить в Петербурге


Рикардо Бофилл-младший был выбран в качестве приглашенной звезды не случайно. У испанского архитектора накоплен большой опыт работы над проектами, которые преображают береговую линию. Прибрежная линия Барселоны, родного города архитектора, в середине 90-х годов претерпела значительные изменения. Освоение этой зоны проходило в рамках реализации стратегического плана по переориентации столицы Испании в сторону моря, до этого город был развернут в сторону гор. Авторству Рикардо Бофилла Маджора Вергано и его отца, всемирно известного Рикардо Бофилла, принадлежали такие проекты в рамках стратегического плана как новый порт Барселоны, международный аэропорт и Олимпийская деревня (построенная к Олимпийским играм 1992 года).
 
По словам архитектора, понадобилось сразу три крупных международных мероприятия, чтобы изменить план развития города. До этого момента все проекты генерального развития Барселоны были направлены вглубь материка. «Проспект Пасео де Грасия никак не сообщается с морем, а направляется от центра к горам. Ни одна крупная улица Барселоны не ведет к морю и не рассчитана на пешеходные прогулки, кроме Рамблы. В то же время потенциальные покупатели недвижимости интересуются именно благоустроенным жильем с видом на море и прямым выходом к пляжу», – комментирует архитектор.
 
В прошлом на побережье Барселоны строилось в основном жилье для небогатых людей, а также фабрики, заводы и склады. Начиная с 80-х годов прошлого столетия, развитие туристического бизнеса привело к тому, что прибрежная территория стала самой востребованной. Одним из проектов реновации этой зоны стала организация благоустроенного городского пляжа протяженностью 5 км. «В хороший день в этом месте собирается до 1 миллиона горожан и туристов. Рестораны и торговые центры, построенные на береговой линии вдоль пляжа, пользуются огромной популярностью», – 
добавил Рикардо Бофилл. Так из промышленного района побережье испанской столицы превратилось в центр притяжения для жителей с качественным жильем, коммерцией и общественными пространствами. Район Диагональ-Мар, проспекта, проходящего через весь город и пробитого в начале 2000-х годов до прибрежной линии, – сегодня один из самых привлекательных для покупателей жилья, в том числе и российских. Второй по популярности район – кварталы Олимпийского порта и пять кварталов Фронт-Маритим.

Выход к морю
«Петербург, как и Барселону, также необходимо развернуть в сторону моря. Необходимо создавать современный морской фасад города. Береговая линия Невы уже освоена, и набережные имеют свою сложившуюся архитектуру и ансамбль. Теперь Петербургу необходимо выигрышно представить свои морские берега», – считает Рикардо Бофилл-младший. Единственное, что накладывает ограничение на развитие прибрежных зон Петербурга, – это суровые климатические условия. По мнению архитектора, главные улицы, на которых присутствуют общественные пространства и ритейл, лучше расположить на второй линии, чтобы оградить жителей от холода и влажности морского воздуха. Г-н Бофилл подчеркнул, что проводить освоение прибрежной линии точечно не имеет смысла, для начала Петербургу необходим стратегический план развития морской линии. С ним согласились и присутствующие эксперты. «К сожалению, в
 
Петербурге проекты чаще всего вырваны из общественного контекста и не имеют глубоких стратегических проработок», – отметил Евгений Богданов, генеральный директор финской проектно-консалтинговой компании «РУМПУ».
 
Дефицит стратегического взгляда на градостроение в Петербурге прослеживается и в существующих нормативах. «В России необходимо менять нормативы, особенно в части функционального зонирования. Сейчас в вашем Генплане все строго разделено на зоны. В то же время объединение нескольких функций в рамках одной территории является более жизнеспособной градостроительной моделью. Наличие общественных пространств, жилья и коммерции вместе позволяет создавать субкварталы, комфортные для жизни и работы», – отметил Рикардо Бофилл.
 
Самым перспективным в плане развития прибрежной линии в Петербурге г-н Бофилл и эксперты единогласно назвали северо-западное направление. «Город должен развиваться в северо-западном направлении, как было задумано Генеральным планом еще в 30-е годы прошлого века. Хорошим примером для стратегического плана развития могут стать балтийские страны, ведущие активную работу по освоению прибрежных территорий. Также Петербургу необходимы города-спутники, развитие по полицентричной модели. Сейчас эта потребность остро ощущается у самих горожан», – полагает Алла Богатырева, креативный директор архитектурной мастерской Михаила Мамошина. Кстати, архитектурная мастерская также имеет обширный опыт в освоении берегов. Среди портфолио архитекторов Мамошина – жилой комплекс «Омега-Хаус» в бывшей промзоне на реке Карповке, бизнес-центр «Авеню» на Большой Невке (территория бывшего завода «Электрон»), штаб-квартира компании «Транснефть» на Свердловской набережной, а также проект развития набережной Северной Двины в Архангельске.
 
Тренд полицентричности, который начал формироваться в начале 2012 года и активно обсуждался петербургскими девелоперами, к концу года так и остался на стадии разговоров. В этом плане вдохновляет столичный пример. В Москве идет активное обсуждение, прошел конкурс концепций развития города.
 
Полицентричное развитие для Москвы как агломерации уже не планы, а реальность. Кстати, архитектурное ателье Рикардо Бофилла тоже успело поработать в этом направлении. В частности, была разработана концепция Moscow Agglomeration – это проходящая сквозь весь мегаполис 80-километровая зеленая «река», на которой располагаются в основном малоэтажные жилые объекты, перемежающиеся с деловыми доминантными и коммерческими зданиями. Такой парк будет дополнительным общественным пространством для огромного города.

Общественные интересы
Вопрос о месте общества в проектах освоения и развития новых территорий в России, и в Петербурге в том числе, часто остается за скобками. Эстонский архитектор Тоомас Паавер обратил на это особое внимание присутствующих коллег. «Девелоперы очень воодушевлены возможностью освоения прибрежных зон, так как это самые востребованные территории – для коммерции и для жилья. Однако не стоит забывать, что береговая линия – это отличная буферная зона для создания общественных пространств, доступных всем жителям. Обязанность города – следить за соблюдением этого баланса, а ответственность девелопера – находить в своих коммерческих проектах место для горожан», –  отметил Тоомас Паавер. В Эстонии идет активный процесс обустройства побережья Финского залива, в частности, в Таллине. «В советские времена там располагались в основном промышленные и оборонные предприятия. Затем земля перешла в частные руки. Мало кто из собственников реализовал свои амбициозные проекты, плохо увязанные друг с другом, а нормативов проектирования для этой территории до сих пор нет», – рассказал архитектор. Однако, пока город и девелоперы пытаются договориться, в Таллине находятся энтузиасты, которые уже сейчас реализуют малобюджетные идеи. Так, на месте старой железной дороги организовали велодорожку под названием «Культурный километр». Она соединяет объекты культуры – построенный за счет бюджета Морской музей и временный музей современного искусства, который расположился  на территории одной из бывших фабрик. Летом в прибрежной зоне проводятся инсталляции и фестивали, привлекающие внимание и горожан, и туристов.
 
На социальном и экономическом аспекте заострил внимание и Александр Карпов, генеральный директор центра экспертиз ЭКОМ: «Говоря о набережных, надо учитывать не только и не столько архитектуру, сколько экономику города. Важно найти правильное соотношение общественных и частных пространств».


Рубрика:

Градостроительство

14.12.2012
Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Градостроительство"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Недвижимость"

Статьи о недвижимости