Купить Снять
Избранное
Избранное:

«Архитектура Петербурга 2013»: проекты и диалоги

«Архитектура Петербурга 2013»: проекты и диалоги

В Петербурге прошла биеннале «Архитектура Петербурга 2013», где были представлены не только лучшие проекты ведущих городских архитекторов и архитектурных студий, но и реализованные за последние два года постройки. О том, что есть лучшее и к чему нужно стремиться, рассказали организаторы и участники выставки на встрече в медиацентре БМГ

 
Выставка этого года – четвертая, биеннале современной архитектуры Петербурга проводятся с 2007 года. За это время на них было показано множество новых работ городских архитекторов, их увидели тысячи зрителей. В экспозицию этого года включены новые объекты градостроительства, жилые и общественные постройки, объекты реконструкции и реставрации, интерьеры и городской дизайн. Свои работы на выставке представили 20 архитектурных мастерских, которые входят в Объединение архитектурных мастерских, проектные компании, являющиеся членами НП «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга», и Комитет по градостроительству и архитектуре города, также представивший на выставке свои проекты. 

По обе стороны от границы
Впрочем, помимо выставки, биеннале включила в себя и широкую образовательную программу, в рамках которой ведущие петербургские и зарубежные архитекторы прочли лекции о градостроительстве. В этом году биеннале была особенно богата гостями из Европы: приехали архитекторы из северных стран, Нидерландов, Финляндии, Литвы, Дании, а также гости с юга, из Италии и Испании. Кроме того, программа биеннале включала в себя ежедневные кинопоказы архивных материалов Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. 
 
Как отметил начальник Управления градостроительных обоснований развития города КГА Виктор Полищук, такие биеннале – каждый раз значимое событие для исторического города, в котором нет музея истории архитектуры. Он добавил, что до сих пор многократно предпринимались попытки создать постоянно действующую выставку проектов застройки города, где жители могли бы познакомиться с ними и стать участниками преобразований и развития городской среды. 
 
«Эта биеннале характерна еще и тем, что все проекты на ней мы рассматриваем как искусство, как зодчество. Для нас важно проанализировать, куда мы движемся в глобальном процессе, – сказал Виктор Полищук. –
 
Если говорить о моем личном восприятии, то я все больше становлюсь консервативным. У нас есть колоссальный прогресс с точки зрения технических возможностей, но кроме этого в проектах мы хотели бы видеть и такие параметры, как энергосбережение. В Нидерландах, например, не столько внимания уделяется эстетике, сколько проблеме социального жилья. Что до конкретных проектов, то надо посмотреть, не оторваны ли представленные на выставке объекты от общего направления развития центра и городской среды. Надо понять, площадки, в том числе и жилые кварталы, в центре города – это public space или охраняемые периметры? Я думаю, что к ответу на эти вопросы мы придем, проанализировав проекты, представленные на выставке. В большинстве своем они замечательные, хотя там наверняка будут и спорные проекты».
 
«Контраст, резкое изменение качества градостроительной среды при пересечении российско-финской границы – тяжелое испытание для архитектора, – добавляет руководитель проектно-производственной фирмы «А. Лен», председатель НП «Объединение архитектурных мастерских» Сергей Орешкин. – У нас с бюджетом стройки происходит странная вещь: бюджет стройки нашего эконом-жилья в Шушарах в разы превышает бюджет стройки финского эконом-жилья. У нас балконное остекление – это роскошь, оно есть в бизнес-классе, а на подъездах к Хельсинки вы увидите такое остекление во всех объектах эконом-класса. Навес неэффективной экономики дает такой результат. Это можно называть по-разному, распилами или откатами, я называют это навесами. Пока страна не избавится от этих искусственных навесов, у нас ничего не изменится». 

Диалоги: имеющиеся и утраченные
Впрочем, архитекторы отметили и положительное влияние современной архитектуры на облик Петербурга: исторический облик города она практически не изменила. «Даже когда мы что-то делаем, то стараемся сделать так, чтобы это не меняло общее впечатление от города», – заметил генеральный директор ЗАО Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и Партнеры» Юрий Земцов. 
 
«Бренд “Санкт-Петербург”, доставшийся нам из XX века, сохранен, – согласен руководитель ООО «Архитектурная мастерская Мамошина», вице-президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов России Михаил Мамошин. – Конечно, можно говорить и об ошибках. “Монблан”, например, –
это ошибка, но чуть ли не единственная в своем роде, к тому же не столько архитектурная, сколько законодательная. Но в целом все сохранено в первоначальном виде». 
 
Участники дискуссии напомнили, что «Монблан» был спроектирован архитектором, не входящим в состав Союза архитекторов, а сам проект не был представлен на Градостроительном совете, и у профессионального сообщества не было возможности полноценно обсудить его, не говоря уже о простых горожанах.
 
«Даже мы, архитекторы, впервые увидели его, только когда он уже был построен», – сказал Юрий Земцов. 
 
«За последние 25 лет в городе появилось много зданий, которые спроектированы в рамках архитектурной свободы, однако в центре все же удалось сохранить ту ткань, которая дана была нам в качестве наследия», – согласился генеральный директор ООО «Архитектурная мастерская Столярчука», заслуженный архитектор РФ Анатолий Столярчук, однако заметил, что сегодня в городе отсутствует градостроительная политика, которая была, скажем, в советские годы.
 
Обратили внимание архитекторы и на другую проблему города – развитие окраинных районов, которые все как один похожи на новые районы любого другого города России, в них нет ничего петербургского. Еще одна проблема – реклама, закрывающая фасады исторических зданий. 
 
Сакраментальное, повторяющееся из года в год «нужен диалог на всех уровнях» архитекторы, конечно, тоже произнесли. Правда, заметили, что есть темы, которые обсуждать пока рано. Например, сегодняшний архитектурный стиль. 
 
«Современную архитектуру объединяет то, что это прежде всего диалог архитектора с городом, с контекстом, – сказал Михаил Мамошин. – Все, что построено за последние годы, – это симбиоз традиции и новаций, которые продиктованы технологиями и новыми функциональными требованиями к архитектуре.
 
Название современного архитектурного стиля мы узнаем лет через сорок, так происходило со всеми стилями. Имя ему дадут наши потомки, и я надеюсь, что это будет хорошее слово». 


Рубрика:

Градостроительство

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Градостроительство"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Недвижимость"

Статьи о недвижимости