Купить Снять
Избранное
Избранное:

К чему ведет агломерация

К чему ведет агломерация

Ленинградская область и Петербург многими инвесторами, иностранными компаниями воспринимаются как единая агломерация. Но как сделать так, чтобы столь большая территория могла существовать по единым правилам, выгодным региону и бизнесу, пока что остается вопросом

 
Каковы роль и зоны ответственности государства и бизнеса в развитии отечественного агломерационного процесса, сможет ли формирование агломераций стать драйвером в привлечении инвестиций в регион и развитии государственно-частного партнерства, обсудили эксперты на конференции «Развитие приграничных зон Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Пришло ли время для агломерационных процессов?». 
 
Руководитель проектного направления Фонда ЦСР «Северо-Запад» Артем Калошин пояснил, что агломерация существует, но развивается стихийно и не является структурированной. По своей сути агломерация возникает на основе социально-экономических факторов. Нужно договариваться с городом о реализации градостроительной политики. Отдельного внимания стоят существующие проблемы с транспортом, инженерной инфраструктурой.
 
Как рассказал вице-губернатор Ленинградской области, председатель областного Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дмитрий Ялов, Санкт-Петербург и Ленобласть – одни из 10 регионов, которые будут притягивать население из небольших и средних городов. «Скорее всего, мы будем наблюдать переселение предприятий в промышленные зоны на окраины. Многие предприятия мечтают продать землю в центре. Также наблюдается тренд касательно плотности застройки. Экстенсивное развитие многоэтажной застройки – это путь в никуда, – рассуждает г-н Ялов. – Процесс жилищного строительства, вполне управляемый в городе, становится неуправляемым на границе с областью. Мы уже видим ситуацию, когда не согласованы генпланы Всеволожска, Мурино. Люди хотят видеть социальную инфраструктуру, и мы должны понимать, сколько могут построить город и область». 
 
Вице-губернатор Ленобласти добавил, что также наблюдается негативная тенденция к разрыву мест проживания и работы. «Начинать нужно с градостроительного планирования, инвестиционных процессов, синхронизации процесса жилищного строительства. Сейчас город и область начали управлять процессом и поняли, что не любое строительство жилья во благо, – считает Дмитрий Ялов. – В данный момент образ российских городов очень размыт, и мы должны сформулировать образ будущего, который станет must-have для экономического успеха». На вопрос о взаимодействии бизнеса и власти Дмитрий Ялов ответил, что бизнес – основной драйвер развития, но если идти у него на поводу, то это будет говорить об отсутствии градостроительной политики.

Кто заботится о заводах
Важным дискуссионным моментом стало то, куда нужно перевозить промышленные объекты и есть ли вообще в этом необходимость. По мнению г-на Ялова, тенденции массового переезда предприятий нет. При этом у многих предприятий есть возможность переезда, но нужно понимать, что это все естественный процесс, а не задача государства. «Но почему же государство решило идти по пути, когда 10 регионов будут притягивать большую часть населения? Почему мы не хотим развивать маленькие города?» – недоумевали участники. Как отметил Дмитрий Ялов, та политика размещения производительных сил, которая была в советское время, когда в удаленном месте создавали предприятие и вокруг него строили целый город, невозможна в рыночной экономике. «Я не думаю, что территорию России можно контролировать всю. Нужно развивать конкурентоспособные агломерации», – подчеркнул г-н Ялов. 
 
Насущной проблемой остается и транспортная ситуация, о которой рассказал советник министра транспорта РФ Кирилл Поляков. «Проблема пробок остается общемировой. Сейчас мы обсуждаем концепцию развития железнодорожного транспорта, которую утвердим в этом году. Также в 2013 году мы планируем начать разработку программы скоростного трамвая по пригородам и ближайшим городским населенным пунктам. Мы прорабатываем первый проект транспортно-пересадочного узла в Девяткино, благодаря которому люди смогут пересаживаться с одного вида транспорта на другой, – отметил г-н Поляков. – По примеру Москвы с каждым днем будет усложняться судьба автомобилистов, человеку придется оставлять машину и перемещаться на общественном транспорте. Сейчас мы также обсуждаем программу создания единого парковочного пространства в Санкт-Петербурге».
 
Спикеры не отходили от темы перенаселения города и необходимости создания агломераций. Как рассказал председатель Комитета по градостроительству и архитектуре и главный архитектор Петербурга Олег Рыбин, у агломерации нет границ. «Важно понимать, что Москва построила все, что запроектировала, но жить стало невозможно. Когда 2/3 рабочих мест находятся в центре, жилье уходит на периферию, в спальные районы, и все люди утром едут на работу. Никакие магистрали с этим не справятся, – рассуждает г-н Рыбин. В итоге мы получим дефицит социальной инфраструктуры.
 
Промышленный пояс должен быть застроен предприятиями. На мой взгляд, у нас недостаточно бассейнов, спортивных сооружений, которые можно строить в “сером поясе”. Это даст и новые рабочие места, и людям не придется ездить чрез весь город, чтобы сходить в бассейн».

Насущные вопросы
Обсуждение строительства в «сером поясе» продолжил заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга Юрий Митюрев. «В Петербурге была 25-километровая зона, которая не должна была застраиваться. Сегодня мы перешли в новый формат и наблюдаем тенденцию, когда в соответствии с Градостроительным кодексом строится огромное количество жилья, что не противоречит закону. “Серый пояс” у нас есть, и примеры – 
это “Измайловская перспектива”, “Шкапина-Розенштейна”, – говорит Юрий Митюрев. – Причем до кризиса был тренд строительства в этой зоне офисов, но после 2008 года эта функция стала угасать, сейчас там хотят строить жилье, поскольку оно дает наибольшую окупаемость. Я согласен с тем, что новые районы и территория “серого пояса” должны быть застроены».
 
Об опыте разработки генпланов рассказал заместитель генерального директора Института территориального развития Владимир Аврутин: «Вывод предприятий – это вопрос рыночного регулирования. Предприятия закрываются, а в другом месте – в технопарках – открываются новые». Не обошлось обсуждение и без темы строительства детских садов. Как добавил г-н Аврутин, в новых нормативах в Петербурге 35 мест в детских садах на 1000 жителей. В СССР считалось, что 90% детей ходят в детские сады, сейчас альтернативой становятся частные учреждения. В качестве решения проблемы с детскими садами г-н Аврутин предложил выдавать пособия при нехватке мест, как это делается, например, в Перми.

Голос бизнеса
Арсений Васильев, генеральный директор ГК «Унисто Петросталь», которая в числе многих ведет строительство на территории Мурино, заметил, что властью было озвучено много вопросов и проблем, но не было примеров внедренных или действующих решений. Проекты, которые сегодня развиваются и финансируются в Мурино, рассчитаны на 10 лет вперед. Решений по развитию инфраструктуры на такую длительную перспективу нет. Есть планы, не всегда подкрепленные конкретными действиями. «Интересы бизнеса в том, чтобы велось долгосрочное планирование развития территорий, – заявил Арсений Васильев. – Зачастую девелоперов, застройщиков обвиняют в том, что они делают, что хотят. Такая ситуация складывается не из-за своеволия бизнеса, а из-за отсутствия прогнозов развития и четких правил игры. Хочется понимать, что будет происходить в течение 7-10 лет, и планировать свою работу на эту долгосрочную перспективу. Если в эти сроки компания не планирует свою деятельность, то это ненормальный бизнес. А ненормальный бизнес не выживает».
 
Как отмечает исполнительный директор «Матрикс-Недвижимость» Игорь Петров, застройщики отвечают за развитие бизнеса, им неинтересно строить социальную инфраструктуру, дороги. Все, что делается, делается только ради того, чтобы подчеркнуть свое конкурентное преимущество. Вопрос к администрации города и области: готовы ли они предлагать интересные условия застройщикам? Очень важно задействовать административный ресурс, поскольку, например, застройка в Ленинградской области идет очень активно, но социальные объекты регион не выкупает. «В настоящий момент жилье в области предполагает возможность передвижения на личном автотранспорте, некоторую удаленность от социальных объектов, но в пределах 20-километровой зоны от КАД возможно создание достаточно комфортных объектов, которые пользуются или будут пользоваться достаточно большим спросом у покупателей», – подчеркнул Арсений  Васильев.


Рубрика:

Градостроительство

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Градостроительство"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Недвижимость"

Статьи о недвижимости