Купить Снять
Избранное
Избранное:

Концепции «судейского квартала» показали горожанам

Концепции «судейского квартала» показали горожанам

Четыре варианта градостроительного решения территории, где должны разместиться здания Верховного и Высшего арбитражного судов (бывшего участка проекта «Набережная Европы»), выставлены на общественное обсуждение

 
В середине сентября в Петербурге прошло рабочее заседание конкурсной комиссии по разработке архитектурной концепции строительства комплекса зданий для обеспечения переезда в наш город Верховного и Высшего арбитражного судов РФ – того самого «судейского квартала», который сегодня планируется построить на землях снесенного Института прикладной химии на Петроградской стороне. 

Судебная набережная
Напомним, ранее на этом участке предполагалось реализовать проект «Набережная Европы». Многофункциональный комплекс должен был включить в себя жилье высокой ценовой категории, офисы, Дворец танцев, а также разнообразные объекты коммерческой инфраструктуры. Сценарий изменился, когда было принято решение о переезде в Петербург Верховного и Высшего арбитражного судов: участок зарезервировали под здания судов и служебное жилье. Впрочем, из планов не исчез Дворец танцев.
 
В прошедшем конкурсе концепций застройки участка из восьми проектов были выбраны четыре победителя. Отмеченные варианты были выставлены для ознакомления в Доме архитектора, а также опубликованы на сайте Президентской библиотеки имени Бориса Ельцина http://www.prlib.ru. Теперь всем желающим предлагается принять участие в общественном обсуждении этих концепций. 
 
В заседании конкурсной комиссии, прошедшем под председательством управделами президента Владимира Кожина, приняли участие писатель Даниил Гранин, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, ректор Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета Евгений Рыбнов, а также хореограф Борис Эйфман – руководитель будущего Дворца танцев. 
 
Все четыре концепции, отобранные рабочей группой, принадлежат петербургским архитектурным мастерским: ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца», ЗАО «Архитектурное бюро “Земцов, Кондиайн и партнеры”», ООО «Архитектурное бюро “Студия 44”», ООО «Евгений Герасимов и партнеры». По итогам заседания отмеченным архитекторам рекомендовали придерживаться классических петербургских традиций в архитектуре и быть осторожными с высотностью.

Гранит и колонны
Архитектурная мастерская Максима Атаянца предложила неоклассическое решение зданий судов с использованием дорического ордера. Наследие прошлого стало основным ориентиром студии при создании концепции. Как говорится в пояснительной записке, разрабатываемый участок «является важной частью центрального пространства Санкт-Петербурга – акватории Невы», и «бережное сохранение невских панорам является безусловным приоритетом». 
 
Авторы обращают внимание, что классический вид на Князь-Владимирский собор со стороны Дворцовой набережной, показанный на картинах Чернецова и Айвазовского, на гравюрах Перро и фотографиях Буллы, вновь открылся после разборки зданий ГИПХа. Сохранить ценную панораму они планируют благодаря точному расчету высоты и расположения новых строений. В то же время значение придается торжественному облику судебных зданий, которые по образцу архитектуры прошлых веков раскрываются в сторону набережной. 
 
Конкретным стилистическим образцом для работы студии Атаянца стал неоклассический проект реконструкции Тучкова буяна, предложенный Иваном Фоминым в 1914 году, но так и не реализованный. 
 
Деревья и рестораны
Бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры» предлагает видение «судейского квартала», не так отчетливо связанное с архитектурной традицией, но мягко вписанное в открыточные виды Петербурга за счет значительных отступов от существующей линии застройки набережной. 
 
Приоритет студии – создание комфортного общественного пространства с достаточным уровнем озеленения и инфраструктуры. Здания суда, судебного департамента и корпусов служебных квартир компактно размещены в едином комплексе вдоль проспекта Добролюбова, а вдоль Невы авторы задумали создание пешеходной набережной-бульвара шириной более 60 метров с газонами, деревьями и малыми архитектурными формами. На первых этажах жилых домов, обращенных в сторону Невы, предполагается появление кафе, магазинов и т.п.
 
Интересно, что, как и у мастерской Атаянца, у бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры» есть исторический источник вдохновения – проект Центрального городского парка на набережной Невы, созданный Н.В. Барановым, О.И. Гурьевым и Н.Г. Агеевой в 1940-е годы.

На каналах
Концепция «Студии 44» выглядит наиболее современной из всех, хотя ее авторы и настаивают на наличии исторических корней. По их словам, проект «воспроизводит на новом витке эволюции Санкт-Петербурга градостроительные замыслы и планировочные идеи его основателя Петра I. Регулярная композиция нового комплекса, планировочный модуль и ориентация улиц-линий на Васильевский остров в главных чертах повторяют рисунок генерального плана Леблона-Трезини 1717 года». 
 
Действительно, в духе петровского времени «Студия 44» предлагает расчертить участок каналами – они призваны визуально отделить друг от друга судебные, жилые корпуса и Дворец танцев. Все блоки застройки связаны между собой системой пешеходных дорожек и мостов, переброшенных через каналы, цепочка мостов и площадей образует прогулочную набережную. Архитектурный стиль концепции в пояснительной записке определяется как «безордерная классика». Здесь в максимально упрощенном, «скелетном» виде использованы классические мотивы колоннады, аркады, галереи. 

Вокруг театра
Студия Евгения Герасимова предложила сразу два варианта концепции застройки. Основа первого варианта – формирование архитектурного ансамбля вокруг Дворца танцев. Перед театром должны появиться площадь и ожерелье административных и жилых зданий. Авторы ссылаются на богатую традицию: «Опера Гарнье в Париже, Ла Скала в Милане, Большой театр в Москве, Александринский и Мариинский театры в Санкт-Петербурге стали центрами важных городских площадей». Здания судов, решенные в классической стилистике, размещаются вдоль набережной Невы.
 
Второй вариант также отталкивается от Дворца танцев как от своеобразного композиционного центра, но на этот раз вокруг него формируется парк. Одновременно парк разделяет зоны жилой и административной застройки. Здания судов, как и в первом варианте, решаются в строгом традиционном ключе и размещаются на набережной.
 
Чтобы принять участие в общественном обсуждении концепций застройки «судейского квартала» и окончательном выборе лучшей из четырех, петербуржцы (и не только они) могут заполнить анкету в Доме архитектора или написать отзыв на сайте Президентской библиотеки, где выложены все четыре концепции. Комиссия обещает учесть все поступившие мнения, хотя сами отзывы не будут размещены в открытом доступе. Обсуждение в таком формате продлится до 23 октября. 



Рубрика:

Градостроительство

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Градостроительство"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Недвижимость"

Статьи о недвижимости