Купить Снять
Избранное
Избранное:

Полицентричный Петербург: реальность или утопия?

Полицентричный Петербург: реальность  или утопия?

Децентрализация необходима Петербургу: центр города ежедневно принимает сотни тысяч петербуржцев, приезжающих на работу, учебу или для отдыха. Окраины по-прежнему остаются «спальными», хотя ничто не мешает им развивать другие функции. Или мешает? Российские и европейские урбанисты попытались ответить на этот вопрос

 
Дискуссия «Политика городского полицентризма. Риски, возможности, роль государства и частного бизнеса» прошла в рамках форума PROUrban 2013. Обсудить проблемы моноцентричного Петербурга приехали эксперты из Европы, которая уже несколько десятилетий борется за полицентричность своих мегаполисов. И ей это, надо признаться, удается. Европейские гости рассказали, как именно. 

Полицентризм на западе
О том, что полицентризм Петербургу, равно как и любому другому мегаполису, необходим, сегодня уже никто не спорит. Утреннее передвижение миллионов людей с окраин к центру и вечерняя миграция обратно создают множество известных проблем, от экологических до транспортных. Чтобы это изменить, нужно отдать какие-то функции центра окраинам, а лучше – перераспределить нагрузку равномерно, то есть создать на периферии свои центры деловой, торговой и развлекательной активности. 
 
Еще 30 лет назад Лондон в плане моноцентризма мало чем отличался от Петербурга. Но в 90-е годы стали активно развиваться точки притяжения на окраинах. «Центр Лондона теперь окружен созвездием крупных и малых подцентров, – говорит архитектор, партнер компании MLA+ Маркус Аппенцеллер. – Единого центра, по сути, уже и нет. И деловая, и досуговая застройка идут в таких подцентрах параллельно». Архитектор рассказал, что деловыми и культурными центрами на окраинах Лондона стали бывшие промышленные районы, в дело пошли здания заводов и фабрик. 
 
Первое и самое главное для успешного развития центров на окраинах – их транспортная доступность, считает Маркус Аппенцеллер: «Есть транспорт – центр будет расти, нет транспорта – не будет». 
 
Помогла «подтянуться» до уровня подцентров окраинам и олимпийская инфраструктура. После Олимпиады власти города постарались максимально приспособить объекты под ежедневные нужды. 
 
С аргументами Аппенцеллера согласен и начальник направления городского планирования в Министерстве жилищного строительства Роттердама Мартин Аартс. Он рассказал, что новый вокзал может стать тем самым магнитом, к которому притянется городская активность, причем не только коммерческая, но и жилая: соседнее здание – жилое, на несколько сотен квартир. 
 
Архитектор, партнер Mecanoo architecten Дик ван Гамерен приводит пример развития Амстердама: «За последние полвека город превратился в целое семейство районов. Ядрами агломерации стали поселки, которые 50 лет назад были простыми деревушками». Голландские архитекторы и урбанисты долго решали, по какому пути развития полицентризма лучше идти городам: новые центры должны создаваться упорядоченно, но с нуля, или на базе уже существующих населенных пунктов? В итоге пришли к выводу: развитие подцентров идет гораздо гармоничнее, если они создаются на основе уже существующей активности. 

Новые центры Петербурга
В Петербурге новые центры тоже скоро появятся. Конечно, одним из самых обсуждаемых новых центров станет Лахта-центр – масштабный проект 460-метрового делового здания в 9 км от исторического сердца города. Споры вокруг него не стихают, можно долго рассуждать о его эстетической и культурной стороне, но то, что он станет новой деловой доминантой города – факт. Правда, по оценкам градозащитников, девелоперу придется серьезно вложиться в обеспечение транспортной доступности Лахта-центра. 
 
Директор по строительству этого проекта Елена Морозова напомнила, что комплекс не ограничится деловой направленностью, ведь 60% площадей будут отданы под социально значимые объекты – 
например, в здании разместится детский инновационный центр. «Мы попытались использовать все достоинства территории. Здесь будет и театр, и кинозалы, и амфитеатр воды. Мы хотим привлечь сюда людей и познакомить их с новым взглядом на жизнь», – сказала Елена Морозова. Как ожидает девелопер, транспортная проблема будет решена при помощи ЗСД и общественного транспорта. Тут уже вся надежда на то, что город выполнит свои обещания, заметила Морозова. 
 
Еще одна площадка, которая, по задумке инвестора, должна стать центром притяжения социальной активности, уже на юге города, – «Экспофорум», строящийся в Пушкинском районе Петербурга. Предполагается, что этот конгрессно-выставочный центр будет достроен в 2014 году. У него будут и деловая, и культурная, и рекреационная функции. По словам генерального директора Expoforum International Сергея Воронкова, строить подобные центры лучше ближе к основным транспортным узлам района, чтобы эксперт, прилетевший на форум, мог быстро добраться от аэропорта до КВЦ и так же быстро уехать обратно в аэропорт. Такой подход прекрасно ложится и в принцип 72-часового безвизового въезда, когда его введут не только для пассажиров паромов, но и для тех, кто прилетает на самолетах (проект постановления уже разработан). 
 
В целом, эксперты отметили бурное развитие Петербурга в южном направлении, причем не только за счет жилого строительства, но и благодаря реализации областных программ, таких как «Императорское кольцо». В рамках этого проекта большие надежды возлагаются на Гатчину, которая благодаря строительству Международного центра нейтронных исследований и Наноцентра станет научным кластером федерального, а может, и международного уровня. Готова ли сама Гатчина к выходу на международный уровень? Не совсем. По крайней мере, об улучшении транспортной доступности областного центра пока никто не говорит. Представители администрации отметили, что развития гостиничной и инженерной инфраструктуры область ждет от частных инвесторов. 
 
Подводя итоги дискуссии, голландские архитекторы похвалили своих петербургских коллег за обращение к уже существующим населенным пунктам при выборе новых центров городской активности. Однако акцент на скором и качественном строительстве дорог, как это советовали европейские урбанисты, никто из петербургских спикеров так не сделал.


Рубрика:

Градостроительство

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Градостроительство"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Недвижимость"

Статьи о недвижимости