Купить Снять
Избранное
Избранное:

Петербург в поисках дизайн-кода

Петербург в поисках дизайн-кода

Победа в конкурсе на застройку судебного квартала неоклассицистического проекта Максима Атаянца вызвала, как известно, много дискуссий. Большинство из них уже не касается конкретного проекта: архитекторы спорят о дизайн-коде Петербурга и о стилях, которые можно использовать при застройке как центра, так и окраин.

 
Новый судебный квартал на «Набережной Европы» будет построен по проекту Максима Атаянца. Это будет комплекс зданий в стиле неоклассицизма: крупные черты, колонны, обращение к формам античного зодчества. Проект породил множество споров в профессиональном сообществе. Одни видят неоклассицизм едва ли не единственно возможным стилем, в котором допустимо строительство в центре города, другие посчитали такой проект откатом на десятилетия назад. Что такое дизайн-код города и каким он должен быть в сегодняшнем Петербурге, обсудили ведущие архитекторы города.

Что такое дизайн-код?
Дизайн-код, правила проектирования, единый стиль – называть догмы можно как угодно. Но каковы они должны быть для сегодняшнего Петербурга? И должны ли быть вообще? Мнения мэтров разделились.

Сам Максим Атаянц выступил за наличие дизайн-кода и регламента: высотность, ширина улиц, наличие и объемы озеленений должны быть определены, чтобы создать для авторского высказывания определенные рамки. По сути, регламент и есть дизайн-код, отметил архитектор, но вопрос в том, насколько качественен этот дизайн-код.

«Регламент – это то, что позволяет получать хороший результат, поскольку автор проекта должен нести ответственность за свою работу. Но он не должен изменять своему языку, бросаясь в крайности: само понятие работы в стилях загоняет архитектора в состояние беспринципности, – добавил Максим Атаянц. – Ограничения должны быть, они позволят городу не разрушаться и уберегут от появления каких-то спорных новых объектов, но эти ограничения ни в коем случае не должны носить стилистический характер».

Подобной точки зрения придерживается и архитектор, член президиума СПбСА Юрий Земцов. Он считает, что само понятие дизайн-кода применять не нужно, достаточно правил архитектурной работы. «Мы с Максимом Атаянцем антиподы в стилистических пристрастиях, но я с каждым его словом согласен, – сказал эксперт. – Сегодняшняя сосредоточенность на слове “стиль” довольно смешна: стиль – это из другого времени, когда строительство и прогрессивные изменения происходили медленно. А сейчас, когда все очень быстро меняется, мы наблюдаем эклектику. Однако определенные правила есть, их никто не отменял: ширина улицы, высотность и прочие. Не надо допускать к строительству города неграмотных людей, и все будет хорошо». Юрий Земцов добавил, что разговоры о стилях – пустая трата времени, поскольку, если какой-то участок действительно важен для города, то он просто накладывает обременение на заказчика, и это прописано в условиях конкурса.

«Каждый день мы видим ритмы, пропорции и пространства – это и есть дизайн-код, – сказал архитектор, член правления СПбСА Владимир Реппо. – Хороший архитектор чувствует это и без регламентов, он не будет строить здание, которое будет выдаваться среди других. При этом неважно, в каком стиле оно создано».

Замена стилю
«Мы должны идти не куда-то, не в сторону определенного стиля, а в русле авторской архитектуры, – сказал президент городского Союза архитекторов Олег Романов. –

А уж она может быть в любом стиле: и в классическом, и в необарочном, и в конструктивистском. Еще в 80-е годы мы удивлялись, почему у нас на дворе “всестилье”, так что  это направление возникло давно. Всплески работ в определенном стиле, конечно, могут быть, но самый верный путь – авторская архитектура. Будущее за ней».

Архитектор, вице-президент СПбСА Святослав Гайкович также отметил, что понятие стиля сегодня не актуально: «Это понятие возникает позже, чем архитектурный объект. Да и определение стилей – это задача следующих поколений. А пользоваться уже известными стилями значит идти по проверенному пути, не создавая нового».

Вице-президент СПбСА Михаил Мамошин отметил индивидуальность Петербурга: и конструктивизм наш не похож на московский, и стили, сколько б их ни было, город «перемалывает» и принимает. Есть периоды, когда тот или иной стиль выражается более четко, но в целом индивидуальность города в том, что он разный. «Диалог с городом каждый архитектор ведет сам, и процессы, которые происходят, имеют закономерность», – добавил Михаил Мамошин.

Индивидуальность города заключается и в менталитете его жителей, напомнил архитектор. Он сравнил подход к идее восстановления памятников архитектуры, например, после войны, в Европе и в России: там не принято восстанавливать памятники, там охраняют руины, мы же отстраиваем по эскизам, восстанавливаем не только конструктив, но и внутренние интерьеры зданий.
 
«Шушары-стиль» для потомков
Отдельно коснулись архитекторы темы стилевых особенностей современных окраин. Урбанист Данияр Юсупов отметил, что «шушары-стиль» – это ведь тоже стиль, и так называемый «новый Петербург» –
тоже памятник, но не архитектуры, а «памятник самому себе в его абсурдности». Остается надеяться, добавил урбанист, что правильная оценка такого стиля приведет к тому, что в будущем нам удастся избежать подобных ошибок.

Но каким тогда должно быть массовое строительство в спальных районах? Ведь оно никогда и не было изысканным: начавшись «хрущевками», продолжившись «брежневками», оно логично пришло к современному своему виду, который на фоне предшественников даже выигрывает.

Владимир Реппо затронул больную для архитекторов тему – предпочтения заказчика. Все чаще, по словам эксперта, заказчик диктует архитектору стиль зданий, материалы для отделки, цветовые решения. «Мне с трудом удается справляться с заказчиком, который приносит картинки отелей в Майами и говорит: сделайте так. Но эта проблема сегодня системна, почти со всеми инвесторами у архитекторов происходит такая борьба», – заключил Владимир Реппо.

Архитектор Юрий Митюрев добавил, что раньше, когда все проекты должны были в обязательном порядке быть согласованы с главным архитектором города, абсурдных построек удавалось избежать. Теперь же, когда с главным архитектором свои проекты согласовывают только архитекторы «старой школы», стиль окраин никто контролировать не может.


Рубрика:

Градостроительство

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Градостроительство"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Недвижимость"

Статьи о недвижимости