Купить Снять
Избранное
Избранное:

Петербург и область спорят о застройке

Петербург и область спорят о застройке

Депутаты предлагают Ленобласти отодвинуть застройку от границы города


Депутаты предлагают Ленобласти отодвинуть застройку от границы города.
Когда Стивен Кинг писал свой нашумевший роман про город, изолированный невидимым куполом от всего мира, он и подумать не мог, что спустя несколько лет депутаты будут сравнивать с таким городом Петербург. По словам членов партии «Справедливая Россия», мегаполис в ближайшие годы окажется буквально окружен плотной стеной многоэтажных новостроек, как грибы вырастающих на границе Петербурга и Ленобласти. А поскольку строительство новых дорог сильно запаздывает по сравнению со скоростью строительства жилья, на выездах и въездах в город может случиться транспортный коллапс. Такие печальные перспективы рисуют депутаты и предлагают областной власти планировать проекты территориального развития совместно с городом. 

Спальные джунгли
По данным ведущего аналитика Surveyor International Group Ольги Фроловой, на приграничных к городу территориях проживает около 800 тысяч человек, это почти половина жителей области. А в ближайшие годы благодаря быстро растущим жилым комплексам к ним прибавится еще несколько сотен тысяч человек. Наиболее густонаселенными станут участки на севере, востоке и юге города: Мурино, Новое Девяткино, Ванино, Всеволожск, Кудрово, Шушары, Аннинское сельское поселение, Горелово. В некоторых узлах, таких как Мурино и Ванино, ко вводу уже сейчас запланировано более миллиона квадратных метров жилья. 

Но беспокоит экспертов не сам факт строительства нового областного жилья на границе с Петербургом, а то, что в придачу к жилым метрам там не будет сопутствующей инфраструктуры. «Проблемы вызовет высокоплотное многоэтажное строительство с низким качеством городской среды, – говорит Ольга Фролова. – Ни застройщики, ни область не строят в таких комплексах достаточно детских площадок, магазинов. По факту, дома просто стоят в поле. Это огромные спальные районы без социальной инфраструктуры: детских садов, школ. У области на это денег нет, а многим застройщикам это просто не надо. Людям приходится искать варианты в городских школах и детсадах, но и в Петербурге мы уже видим дефицит социальной инфраструктуры». Еще одна проблема – подключение новых областных микрорайонов к городской инженерии: иногда не хватает мощностей, да и отработанной схемы такого подключения нет. 

Но самая большая проблема – транспортная. «Поскольку эти районы – спальные, то и мест приложения труда там практически нет, – говорит Ольга Фролова. – Поэтому утром их жители садятся на машины и едут в город, вечером едут обратно. Это создает высокую нагрузку на те немногочисленные магистрали, которые есть на выездах из города, с каждым годом люди тратят в пробках все больше времени». По мнению эксперта, развитие территории должно быть комплексным. И если не удается схема «сначала место приложения труда, потом жилье», то нужно развивать социальную инфраструктуру этих микрорайонов искусственно. 

Опыт Москвы
По словам руководителя фракции «Справедливая Россия» в Законодательном собрании Петербурга Алексея Ковалева, единственный выход из сложившегося кризиса – совместная подготовка проектов территориального развития области с Петербургом. Причем это может касаться не только ближайших территорий, но и отдаленных, вплоть до 100 км от мегаполиса. 

«Проблема Ленобласти заключается в том, что все градостроительное планирование сосредоточено в муниципальных образованиях, – говорит Алексей Ковалев. – Если в городе имеется один генеральный план, который распространяется до границы Петербурга и Ленобласти, то на окружающей город территории есть около 15 генеральных планов и схем территориального развития. Это районы области, это городские поселения и поселки, каждый из которых занимается своим планированием. В итоге, исходя из нормативов, невозможно рассчитать нагрузку на какую-либо магистраль, если вдоль этой магистрали находятся несколько муниципальных образований, каждое из которых может принять решение о застройке половины своей территории многоквартирными домами». 

По словам депутатов, эти действия сводят к нулю и сам Генплан Петербурга: планировать развитие окраинных районов города невозможно. По данным Алексея Ковалева, за 2012 год вокруг Петербурга было построено 2,5 млн кв.м областного жилья, которое использует инфраструктуру города. 

«Есть правовой механизм, через который Ленобласть может справиться с нерегулируемой градостроительной деятельностью своих муниципальных образований, но она его не использует – говорит Алексей Ковалев. – Это территориальная схема развития Ленинградской области. Она служит для обозначения объектов регионального значения. Под такими объектами подразумеваются как объекты конкретного капитального строительства (школы, дороги, больницы), так и территории, об этом говорит Градостроительный кодекс РФ». 

Депутат приводит в пример Градкодекс Москвы. Статья 13 этого документа действительно указывает, что объектами регионального значения являются в том числе территории реорганизации и зоны развития, природные и озелененные территории, а также территории общего пользования. По словам депутатов, Ленобласть также может определить, какая из территорий вдоль границ Петербурга может быть территорией развития, а какая должна оставаться территорией озеленения или размещения объектов рекреационного значения. Сделать это можно не через функциональное зонирование, как в Генплане Петербурга, а при помощи перечня объектов регионального значения. «Для этого необходимо внести дополнения в соответствующий закон Ленобласти, и надо в законе Петербурга тоже такие объекты регионального значения предусмотреть, чтобы работать вместе и чтобы за рекреационной зоной города не начиналась промышленная зона области», – предлагает Алексей Ковалев. 

По задумке справедливороссов, эта мера должна убрать еще одну проблему – устных договоренностей между городом и областью, а также внутри субъектов. Часто такие договоренности остаются нереализованными, яркий пример тому – выбор пятен под новые полигоны для вывоза мусора. После определения перечня объектов регионального значения свалки, полигоны, места развития садоводств, участки для многодетных семей станут объектами градостроительной деятельности с понятной перспективой, говорят депутаты и признаются, что опасаются не успеть с подготовкой юридической базы: застройка на границе идет слишком быстрыми темпами. 

Уйти вглубь
По словам руководителя фракции «Справедливая Россия» в Законодательном собрании Ленобласти Александра Перминова, в регионе закон о регулировании градостроительной деятельности есть, однако в нем не хватает именно тех уточнений, которые есть в московском законе. 

«К сожалению, та схема территориального планирования, которая была принята в конце 2012 года, была создана в спешке и не учитывает основные положения, которые необходимы, – говорит Александр Перминов. – Она была написана под крупный бизнес. Конечно, эта схема территориального планирования будет изменяться и дополняться». 

Законодатели убеждены, что основная проблема застройки Ленобласти состоит в том, что активно развиваются именно приграничные территории вокруг Петербурга, и советуют региону обратить внимание на уже имеющиеся, но отдаленные от мегаполиса населенные пункты Ломоносовского и Гатчинского районов, а возможно, и еще более отдаленные, например, Кировский район. «Перспектива застройки на границе с Петербургом пагубна, через несколько лет она приведет не только к транспортному, но и социальному коллапсу. Поэтому мы хотим обратиться к правительству Ленобласти с предложением пересмотреть свою политику и сделать некую буферную зону, зону спокойствия. А развивать нужно территории внутри области», – говорит Александр Перминов. 

Депутаты также отметили, что понимают стремление области подключаться к ресурсам города, но бесконечно так продолжаться не может: в некоторых новых жилых комплексах области уже сегодня есть проблемы с напором воды и ее качеством, а включать одновременно фен и мультиварку опасно. И дальше будет только хуже. 

Подняли эксперты и острый для Петербурга вопрос вывоза и утилизации мусора. Дело в том, что сегодня городской мусор вывозится, по данным депутатов, на полигоны в Новоселках и Гатчине, что неправильно: гатчинский на это не был рассчитан, а в Новоселках – давно переполнен, и не закрывают его лишь потому, что других площадок нет. Созданию таких площадок мешает опять же отсутствие планирования: все площадки, которые предлагает область для создания полигонов, либо не подходят по экологическим параметрам, либо вдруг оказывается, что они уже были «обещаны» под другие нужды – такие случаи, говорит Алексей Ковалев, не редкость. 

На линиях обороны
Отдельная проблема, складывающаяся из-за отсутствия планирования застройки территории, – это судьба исторически значимых участков. К примеру, в ходе обсуждения места для размещения нового полигона под Кировском выяснилось, что это невозможно: в годы войны там шли сражения, и теперь это место массовых захоронений. И сам вопрос размещения там полигона не был бы поднят, будь этот участок отмечен в документах как исторически значимый. 

«Город был окружен кольцом вражеской блокады, и это кольцо сегодня частично расположено на территории Петербурга и частично – Ленобласти, – говорит Алексей Ковалев. – К сожалению, объекты, при защите которых погибли тысячи людей, находятся в недопустимом состоянии, и никакой работы по их охране не ведется. Прежде всего, это территории проведения боевых действий и военных захоронений – они в первую очередь должны быть обозначены в градостроительных документах, чтобы никто не мог развивать эти территории без предварительного обследования, нет ли там неучтенных захоронений». 

По словам депутата, на участке, рассматриваемом в качестве полигона под Кировском, на квадратном километре захоронены как минимум 25 тысяч человек. Охране должны подлежать и территории, где сохранились блиндажи и фортификационные сооружения, как памятники воинской славы. «Линия обороны полностью сохранилась вместе со всеми механизмами, орудиями, военной техникой. И она сегодня брошена на территории Ленобласти, – говорит Алексей Ковалев. – Мы много раз просили область придать этой территории статус памятника истории и культуры. И в Петербурге тоже эти территории не обозначены. Это еще одна наша общая задача перед памятью жертв войны». 

Слово за областью
По словам Ольги Фроловой, единственное, что может уберечь Петербург от транспортного коллапса, – это создание транспортно-пересадочных узлов. Они помогут сдержать поток транспорта на нынешнем уровне, иначе стоит ждать коллапса. Лимит кольцевой автодороги тоже исчерпан: в часы пик стоит и она. 

Пока законодатели призвали власти области осторожнее высказываться о планах на строительство новых дорог и станций метро: будут ли они осуществлены – неизвестно, а новые кварталы вырастают в таких «перспективных» районах мгновенно. Посоветовали они областным властям и менее трепетно относиться к застройщикам и активнее договариваться с ними о строительстве на территории жилых комплексов объектов социальной инфраструктуры. Справедливости ради стоит сказать, что продуктивные примеры такого сотрудничества в Ленобласти есть во многом благодаря программе «Социальные объекты в обмен на налоги», но в масштабах сегодняшней застройки массовой эту программу и правда не назвать. 

В связи с обозначенной проблемой депутаты планируют в ближайшее время выйти с законодательной инициативой и намерены добиться совместного планирования территорий как в связке «город-область», так и в связке «законодательная и исполнительная власть». 

Рубрика:

Градостроительство

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Градостроительство"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Недвижимость"

Статьи о недвижимости