Купить Снять
Избранное
Избранное:

В поисках точек роста

В поисках точек роста

Зарубежные урбанисты рассказали о своем видении развития петербургской периферии

 

Дискуссии о полицентризме проходят в Петербурге регулярно. Европейские урбанисты не первый год твердят о важности переноса деловой и культурной активности на окраины, поскольку современному мегаполису очень трудно выдерживать утренний массовый поток горожан в единственное центральное ядро и вечерний поток обратно. В последние годы на окраинах города стали вырастать новые микрорайоны, но зачастую в них не хватает даже необходимой социальной инфраструктуры, школ и детсадов, не говоря уже о парках, театрах, музеях и крупных офисных центрах, необходимых для формирования полноценного окраинного ядра. Какие шаги в этом направлении уже сделаны, чего не хватает Петербургу и как создавался полицентризм в крупных городах Европы, рассказали урбанисты из Израиля, Франции и Швейцарии. 


Опыт Израиля
Израиль – молодое государство, которому нет и 70 лет, поэтому там, как рассказал глава департамента строительства при Министерстве внутренних дел Израиля Шамай Асиф, децентрализация была изначально заложена в приоритет градостроительства как государственная политика. Быстрый рост населения как крупных городов, так и страны в целом, а также стремление показать туристам и самим себе свои ценности привели к тому, что полицентрические концепции заработали уже в 90-е годы прошлого века. Это непростая задача, поскольку параллельно стране приходится развивать и сложную инфраструктуру. Между тем, заметил Шамай Асиф, отдельная часть населения стремится в Тель-Авив, поэтому он развивается быстрее других городов. 

Рассказал эксперт и о методах формирования полицентризма в Израиле. Например, о внедряемом языке планирования, так называемом «текстурном языке». Принцип его заключается в разделении территории на зоны в зависимости от географических, социальных и других факторов: городская, смешанная, сельская, прибрежные регионы, национальная заповедная зона и смешанная заповедно-развивающаяся зона. «Каждая точка в стране обладает своей спецификой, – говорит Шамай Асиф. – С одной стороны, мы должны разделять их, с другой – структурировать». По словам эксперта, найдя функцию периферии, ее «изюминку» и смысл, можно ее саму сделать центром притяжения, но не оторванным от существующего центра, а органично его дополняющим. Одним из главных аспектов успешного существования этого периферийного центра Шамай Асиф назвал продуманную транспортную инфраструктуру. 

От Парижа до Москвы
По мнению руководителя французского архитектурного бюро L`AUC Франсуа Декостера, в деле формирования периферийных центров притяжения ни в коем случае нельзя начинать с нуля. «Важно использовать существующие центры и земли, уже имеющие свои функции, и преобразовывать их. Идти за развитием территорий, а не создавать им какие-то функции искусственно», – заметил Декостер. 

Пример масштабной работы с периферией – агломерация Большой Париж – сама столица Франции с огромной провинцией вокруг, с множеством мэров областей и множеством разномастных администраций, у каждой из которых свое мнение и видение себя как части Большого Парижа. 

«Создавать агломерацию было непросто, но фрагментированный подход позволил нам развивать периферию, не ограничивая точки роста. Заранее невозможно сказать, сколько их будет. Но и сегодня часто создаются мелкие однонаправленные точки роста, которые не имеют возможности развиваться. Это не конструктивно», – рассказал эксперт. Также он отметил, что изначально Париж, как и Петербург, был сильно централизован, однако на его окраинах было построено 250 новых узлов, а территории на расстоянии 30 км от центра, раньше считавшиеся далекой окраиной, периферией за пределами мегаполиса, теперь становятся точками связи между Парижем и Европой.  

Рассказал Декостер и об опыте его работы с Москвой: «Новая Москва – это безграничная агломерация, ее территория огромна, как и ее централизация. Генеральный план развития для такого города создать очень сложно, но на периферии здесь уже есть много точек роста». 

Новый подход
Главный архитектор AUS Architesctural Systems Office, урбанист Станислава Бошкович Сигон рассказала об истоках проблемы: когда современные мегаполисы только развивались, действительно был необходим один центр, который, как чернильное пятно, расплывался все шире и шире, в итоге образуя город в том виде, в котором мы сегодня и имеем, например, Петербург. 

Но пришли другие времена, и дальнейшее развитие такого крупного мегаполиса без полицентризма просто невозможно: дальше «пятну» расплываться некуда, с потоками транспорта, движущегося утром по направлению к центру, не справляются ни московская, ни петербургская инфраструктура. И единственно возможный выход – создавать новые точки роста. 

«Новые точки роста дают новую жизнь городу и дают ему возможность расти дальше без ущерба для качества жизни горожан, – рассказала Станислава Бошкович Сигон. – Это уже не расползающееся пятно, а мозаика. При этом полицентризм должен быть конструктивным. Надо найти те точки роста, которые будут работать, у которых есть назначение, иерархия и дифференциация. Которые будут функционировать в сети и дополнять друг друга. Нужна система, стратегия, и необходимо разработать инфраструктуру, которая поддержит эту новую систему. И только после всего этого можно будет переходить непосредственно к вопросам архитектуры».

Эксперт отметила, что вопрос, которым часто задаются петербургские архитекторы, – об оптимальном количестве периферийных точек роста – очень сложный и имеет право оставаться без ответа, поскольку два элемента при появлении третьего ведут себя совершенно иначе. Справедливо это правило и для формирования точек роста. Появление каждой следующей меняет уже существующие, и подходить к этому процессу нужно индивидуально. Это уже не разрозненные центры, это сеть, в которой связи начинают преобладать над отдельными территориями.

Но важно и первое ядро. Оно тоже должно развиваться. И идти это развитие может во многом за счет реновации промышленных кварталов. Станислава Бошкович Сигон приводит пример Барселоны, где долгие годы даже не было пляжа: «Большая часть прибрежной территории была занята промышленными зонами, необходимыми для производства в ХХ веке. Это площадь, несравнимая с площадью петербургского “серого пояса”, но тем не менее. И сегодня производство уже не требует таких территорий, как раньше, поэтому логично передать освободившимся площадям новую функцию». В результате на этом месте возникла новая гибридная территория с офисами, жильем, научным центром, развитой сферой услуг и аж десятью новыми университетами. За последние 10 лет на ней было образовано полторы тысячи новых компаний, где трудятся 44 тысячи человек. 

Уделила внимание Станислава Бошкович Сигон и транспортной инфраструктуре. Она привела современные исследования: согласно им, треть наших ежедневных передвижений не запланирована. То есть утром человек представляет себе свою дорогу в этот день одним образом, но потом обстоятельства меняются, и его передвижения тоже. Таков современный ритм жизни в мегаполисе, и инфраструктура должна ему соответствовать. 

Раскритиковала эксперт и любимую в России работу по составлению генпланов развития городов. «Принцип написания генпланов основан в другой эпохе, – сказала г-жа Бошкович Сигон. – Да, это документ, и по нему можно работать, но современным городам гораздо больше нужны гибкие стратегические городские планы, надо менять подход и мышление и действовать проектами. Время планов прошло. Чтобы решать современные городские проблемы, нужно искать новые компактные модели». 

Напоследок урбанист посоветовала такому исторически важному городу, как Петербург, озаботиться своим контекстом. «У Петербурга богатая история, и гости города, приезжая сюда, имеют определенные ожидания, – заметила она. – В центре города они подтверждаются, но хорошо, если бы о принадлежности к Петербургу говорили и окраины: новые центры тоже должны быть в контексте. В новых точках роста должны присутствовать признаки Петербурга со всеми его географическими, историческими, культурными и архитектурными аспектами».

В сторону юга
Выступили на встрече и петербургские эксперты. Председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Петербурга Анатолий Котов согласился, что долгие годы Петербург развивался как моноцентричный город, поэтому сегодня 40% рабочих мест сконцентрированы в исторической его части. А масштабная миграция населения утром в центр, а вечером на периферию нецелесообразна с точки зрения экономики и качества жизни людей. Анатолий Котов отметил, что городская власть понимает эту проблему, более того, принцип полицентризма заложен в стратегию развития Петербурга. Второе, по словам эксперта, – это комплексность: у всех развивающихся районов есть свой потенциал, а центрами притяжения могут выступить общественные пространства. 

Центр, по мнению Анатолия Котова, тоже не может быть статичным, он должен развиваться. Но только за счет бюджета это невозможно, у города нет таких денег. С другой стороны, считает Анатолий Котов, отдавать город полностью на откуп инвесторам тоже нельзя. Поэтому городская власть постоянно ищет тонкий баланс между этими крайностями. 

Наиболее перспективным направлением Анатолий Котов назвал промышленный пояс, о судьбе которого ведутся постоянные споры, а также юг города: именно в этом направлении Петербург может развиваться комплексно, тут есть и рекреационные зоны, и жилье, и рабочие места. 

По словам управляющего директора и вице-президента ОАО «Банк ВТБ» Александра Ольховского, полицентризм – это единственная стратегия, которая позволит в перспективе сохранить великое наследие Петербурга. «Точками роста должны быть именно точки, а не сотни гектар, как это часто происходит, – сказал Александр Ольховский. – Должно быть много точек роста, а уже вокруг них возникнут зоны развития. Но для их формирования нужны предпосылки, которые должна создать сама администрация. Также необходимо переосмысление генплана, создание и поддержка программ вывода промышленных предприятий из центра, поддержка создания индустриальных парков. Надо привлекать урбанистов из других городов, провести ряд конкурсов, чтобы общественность, в том числе и профессиональная, могла оценить визуализацию этой модели. Нужна шаговая доступность до основных транспортных узлов. Человек должен иметь возможность провести выходные дни полноценно в той зоне, где он живет, не выезжая в центр города».

По мнению эксперта, если в Израиле муниципалитет создает жителям все условия для жизни и отдыха в своем районе, то администрация Петербурга пока далека от этого. 

Генеральный директор «БКН-Девелопмент» Леван Харазов добавил, что, как и во многих странах, Петербургу надо исходить из стратегии: принципиально важным является создание каркаса города, и уже на него нанизываются проекты. Также эксперт напомнил, что многие процессы, способствующие развитию города, затруднены из-за конфликтов собственников земли, другие – из-за отсутствия взаимодействия между собою профильных комитетов. Сложно обстоят дела и с градозащитой: «Часто город защищает здания, которые действительно должны быть защищены и сохранены, но иногда бывает и так, что под защиту попадает лишь фундамент некогда стоящего здания, и место остается неиспользованным: ни восстановить нельзя это здание, ни дальше развивать эту территорию», – заметил Леван Харазов. 

Эксперт согласился, что на сегодняшний день полицентрическую модель удобнее всего начать развивать с южной стороны: Павловск, Пушкин, Гатчина – это готовые точки роста, готовые центры притяжения, в которых есть и история, и инфраструктура, и контекст. 

Петербургские специалисты поблагодарили своих иностранных коллег за передачу опыта и пообещали перейти от обсуждений к действиям. 

Рубрика:

Градостроительство

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Градостроительство"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Недвижимость"

Статьи о недвижимости