Купить Снять
Избранное
Избранное:

Петербург подземный

Петербург подземный

Каковы возможности освоения подземного пространства в исторических городах?


Создание комфортных условий проживания в исторических городах-мегаполисах невозможно без транспортных развязок, парковок, объектов инфраструктуры. Но вписать их в плотную надземную историческую застройку зачастую не представляется возможным.

В таких стесненных обстоятельствах освоение подземного пространства становится едва ли не единственным способом решения проблемы. Однако в Петербурге попытки продвижения подобных проектов (многофункциональных комплексов под площадью Труда и площадью Восстания, подземных парковок под Конюшенной, Витебской и Сенной площадями и др.) неизменно вызывают ожесточенную дискуссию. Эксперты собрались, чтобы обсудить, можно ли активно использовать подземное пространство при развитии исторических городов-мегаполисов, и проанализировать опыт зарубежных стран.

Не дать разрушить
По словам профессора Российского государственного геологоразведочного университета, члена научно-методического совета министерства культуры РФ Евгения Пашкина, сейчас идет процесс развития технологий, расчетных подходов для оценки геологической среды, освоения подземного пространства. Но, как утверждает профессор Пашкин, в этой сфере не налажен диалог с чиновниками, и их консерватизм мешает плодотворной работе.

В Москве проблемы те же, что и в Петербурге. Но там процесс освоения подземного пространства идет быстрее – под многими зданиями исторического значения уже были проведены работы. «Если мы не преодолеем чиновников, которые часто являются непрофессионалами, нам будет очень трудно реализовать здоровые идеи и идти вперед», – говорит профессор Пашкин.

Исполняющий обязанности председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории культуры (КГИОП) Александр Леонтьев напоминает, что проект метрополитена в Петербурге был еще в начале XX века, но тогда помешала война, а не консерватизм чиновников. И тому подтверждение, что в 50-е годы проект все-таки получил развитие. Представитель КГИОП отметил, что Петербург часто сравнивают с Венецией, а там подземных пространств не больше. Петербург, по его мнению, в плане освоения подземных пространств развивается хорошо. «У чиновников одна установка – не дать разрушить», – утверждает Александр Леонтьев.

Так, он привел в пример историю с комплексом «Невский палас», когда вопреки обещаниям здание было полностью выстроено заново, вынимался грунт, понижались отметки подвалов, после чего на протяжении нескольких десятилетий соседние здания сползали вниз, так как произошла просадка грунтов. В результате пришлось перестроить и их. Дом Рогова также просел из-за оттаивания грунтов.

Венеция Петербургу не пример
Доктор геолого-минералогических наук института «Геореконструкция» Алексей Шашкин не согласился с представителем КГИОПа в том, что адекватно сравнивать Петербург и Венецию по части освоения подземного пространства. Венеция, объясняет г-н Шашкин, на данный момент – город-музей, жить в котором очень дорого. Население с каждым годом падает, так как люди уезжают, и сейчас там проживает примерно 200 тысяч человек. «Если жители нашего города не хотят стать экспонатами города-музея, а это тяжело, потому что хочется жить, как современный человек, и пользоваться благами цивилизации, то нам ничего не остается, как развивать направление вглубь», – говорит Алексей Шашкин.

Один из положительных примеров освоения подземного пространства в Петербурге – Каменноостровский деревянный театр. «Те, кто сейчас посещает театр, могут и не догадываться, что его реконструировали и он не был таким с самого начала – так и было задумано, чтобы современное не выделялось и не перетягивало на себя внимание», – рассказывает г-н Шашкин. Институт «Геореконструкция» за этот проект получил золотую медаль на конкурсе в Лейпциге.

Профессор «Геореконструкции» Владимир Улицкий отметил необходимость вести нормативные документы, долгосрочный единый план и проекты, сделанные специалистами. «Если не будет генерального плана освоения подземного пространства, увязанного с генеральным планом города, у нас под землей будет средневековый город. Пока не было генерального плана, города получались с кривыми улицами. То же самое будет и под землей – вместо развязок мы получим какие-нибудь подземные ларьки», – утверждает Алексей Шашкин.

В Финляндии в 1973 году делался план подземного пространства города Хельсинки, причем он был расписан до 2025 года. В нем было четко прописано, что его реализация должна обеспечиваться, в том числе, частными деньгами. Президент того времени гарантировал, что все, кто вложит деньги, будут получать гарантированный доход. Этот опыт, по мнению г-на Улицкого, можно использовать и в Петербурге. Он также привел в пример развитие Амстердама, который, как и Петербург, стоит на воде. Но благодаря хорошим специалистам дискуссии по освоению подземного пространства там увенчались успехом.

Подражая Петру
«Когда Петр I строил Петербург, он созвал интернациональную команду. Если бы он не воспользовался помощью иностранных специалистов, это был бы совсем другой город», – утверждает председатель Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Марголис. Он выразил некоторый скепсис, сказав, что при отсутствии уверенности, что предложенный вариант приспособления к современному использованию того или иного памятника гарантирует его сохранение, от этого варианта нужно воздержаться до тех пор, пока не соберут адекватные этой задаче средства и не будут привлечены адекватные специалисты. «Пока у нас в Петербурге этой адекватности очень мало, и я надеюсь на поддержку наших зарубежных друзей, чтобы ее добиться», – говорит Александр Марголис.

В Италии, как известно, очень велика концентрация исторических памятников высочайшей культурной ценности. И вопрос освоения подземного пространства там стоял и стоит также широко. «Любое развитие транспортной инфраструктуры городов невозможно осуществить, опираясь только на инженерию. В каждом случае в решении всего комплекса проблем, который может возникнуть при обустройстве современных технологичных решений, должна принимать участие коллегиальная комиссия, состоящая из специалистов различных сфер: эксперты по геотехнике, геологи, эксперты по конструкции, истории искусств, специалисты в области минералогии, представители правительства», – утверждает профессор Технического университета в Турине, разработчик проектов стабилизации Пизанской башни, защиты Венеции от наводнений, строительства линии метро в Риме под памятниками античности Майкл Ямиолковский.

Так, в конце 80-х годов над проектом по спасению Пизанской башни в Риме работала такая комиссия. Она была учреждена мэром и имела полную свободу, действовала даже независимо от законодательства. Уникальный наклон башни был сохранен без лишних вмешательств, и ситуация стабилизировалась. Положительным был и опыт в Риме при строительстве метро, которое проходит под 33 памятниками исторического значения, простираясь от Колизея до реки Тибр. Проект также был разработан благодаря коллегиальной комиссии, которая учитывала все плюсы и минусы. В ходе проверки проводились испытания грунтов высокотехнологичными лабораторными аппаратами.

Также римской комиссией всегда проводится очень сложный компьютерный анализ и расчет модели в пространстве. Если в результате анализа выявляется, что есть опасность, используются так называемые центрифуговые модели в лаборатории, когда создается и испытывается приближенная к реальной по материалам модель проекта.

Профессор Технического университета в Генте, специалист в области строительства на намывных территориях, автор современных свайных технологий Вильям ван Импе отметил, что грунтовые условия в Петербурге сложные, но они не уникальные. Если создать в городе комиссию, подобную римской, можно решить все вопросы. И, по мнению профессора ван Импе, другого пути быть не должно.
Рубрика:

Градостроительство

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Градостроительство"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Недвижимость"

Статьи о недвижимости