Купить Снять
Избранное
Избранное:

03.09.12 – 10.09.12 Неделя в цифрах и мнениях

03.09.12 – 10.09.12  Неделя  в цифрах и мнениях

На сайте Change.org появилось обращение к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой сделать улицу Рубинштейна пешеходной. В городе уже давно не появлялось новых улиц с таким статусом. Каков он – петербургский опыт создания пешеходных зон?

 
Текст петиции гласит: «Это одна из красивейших улиц Петербурга. На улице Рубинштейна распложены самые посещаемые горожанами и туристами кафе, рестораны и бары. Несмотря на то что улица не является важнейшей транспортной артерией города (протяженность 500 м), она постоянно забита автомобилями не только на проезжей части, но и на тротуарах. Очевидно, что создание пешеходной зоны в этом самообразовавшемся культурном оазисе благоприятно повлияет на улучшение атмосферы в центре города». Свою подпись под петицией может поставить любой желающий, и за первые 8 дней это сделали 3039 человек, а всего нужно собрать не менее 5000 подписей.
 
Напомним: первая в Петербурге пешеходная зона была открыта в 1998 году на Малой Конюшенной улице. Дальнейшее развитие таких зон определила адресная программа по пешеходным зонам, которая была утверждена в 1999 году постановлением правительства Санкт-Петербурга. В 2001 году городское правительство определило адреса, по которым в Петербурге будут обустроены пешеходные зоны и зоны повышенной комфортности. В Северной столице предполагалось создать до конца 2004 года около 50 новых пешеходных зон, однако в реальности их сделали гораздо меньше.
 
Новая концепция развития пешеходных зон была принята в конце 2004 года. Она предусматривала создание 14 территорий повышенной комфортности движения пешеходов. Начать реализацию проекта предполагалось с Центрального района. В нем планировалось создать шесть таких территорий: «Музейный Петербург» (Невский пр., Дворцовая наб., наб. Фонтанки), «Таврическая» (Фурштатская ул., пр. Чернышевского), «Невская» (Невский пр. и ул. Жуковского, ул. Восстания и Литейный пр.), «Привокзальная» (Пушкинская ул. и Лиговский пр.), «Центральная» (около Гостиного Двора), «Большая Московская – улица Правды». Четыре зоны должны были появиться в Адмиралтейском районе: «Витебская» («Витебский вокзал», наб. Обводного канала), «Петербург Достоевского» (наб. Крюкова канала, Садовая ул., ул. Ефимова, Казанская ул. и ул. Декабристов), «Театральная» (вдоль Крюкова канала) и «Садовая» (Сенная пл., Садовая ул.). Еще две пешеходные зоны были запланированы на Васильевском острове («Василеостровские набережные», «Васильевский остров») и две – на Петроградской стороне («Спортивная» и «Петроградская сторона»).
 
Несмотря на то что несколько «пешеходных» проектов были реализованы, все равно к 2006 году город разочаровался в этой идее. Власти были вынуждены признать: пешеходные зоны не оправдали возложенных на них надежд и используются водителями для парковки автотранспорта. Чиновники так и не сделали официального заключения о том, где причина, а где – следствие, но многие эксперты склонны считать парковку в таких зонах недоработкой ГИБДД. Кроме того, опыт научил: «расцвет» пешеходных зон во многом зависит от расположения улицы, количества людей, посещающих ее, и от такого иррационального фактора, как наличие или отсутствие душевной приязни горожан и туристов к данной конкретной улице.
 
Сегодня востребованными пешеходными зонами можно назвать Малую Садовую улицу и 6-7-ю линии Васильевского острова. В качестве скорее отрицательных примеров чаще всего приводят самую длинную пешеходную зону Петербурга на улицах Большой Московской и Правды (там половина улицы официально превращена в парковку, и от этого пропадает вся ее привлекательность) и Малую Конюшенную – работу строителей там поначалу называли образцовой, а саму пешеходную зону – примером для подражания, но, однако, прошло много лет, а Малая Конюшенная как была, так и остается полупустой. Не помогли даже разнообразные кафе и непосредственная близость к Невскому проспекту.
 
Наметилась и еще одна неразрешимая проблема: в пешеходных зонах Петербурга обычно закрывают, а только потом благоустраивают дворы, отчего дворовые квартиры существенно дорожают. Но, согласно европейскому опыту, дворам в таких зонах лучше быть открытыми – тогда в зону придет больше туристов. Таким образом, интересы жителей улицы и владельцев коммерческой недвижимости на ней непримиримы.

Алексей Крылов

Юрий Полищук, заместитель генерального директора ООО «Невский Альянс»:
Превращение любой улицы в пешеходную всегда вызывает там рост цен. В среднем на 20-30%. Например, Малая Конюшенная и Малая Садовая улицы подорожали значительно, но вот Большая Московская – несильно, потому что она расположена в отдалении от Невского, интерес там вызвали только несколько домов, которые были реконструированы – цены возросли только в них, а во всех остальных остались почти без изменений. Обычно перевод улицы в статус пешеходной сразу влечет за собой закрытие и облагораживание дворов, так что дворовые квартиры тоже дорожают.
 
Улица Рубинштейна напрашивается на то, чтобы стать пешеходной, потому что она как раз «центральная», но проехать по ней очень тяжело. Цены на ней не очень высоки, хотя в таком месте могли бы быть и выше. Это связано и с трудностями проезда, и с тем, что там очень много домов без капремонта. Дома с капремонтом единичны.
 
С переводом квартир на первых этажах в нежилой фонд сейчас очень большие проблемы. На первых этажах на Рубинштейна уже почти не осталось жителей, так что там не появится много новых магазинов и т.п. Просто, скорее всего, уже открытые и пока недорогие заведения перейдут в более высокий сегмент, то есть превратятся в бутики и рестораны.

 
Дмитрий Соловьев, генеральный директор ООО «Абсолют Сити»:

Имеющийся опыт создания пешеходных зон можно оценить как положительный. Это имидж города, это удобство для гостей Петербурга, это оживление жизни на таких территориях, это реставрация фасадов и внутренних дворов. Отсюда и прямое влияние на цены как жилой, так и коммерческой недвижимости.
 
Однако нельзя забывать про живущих там горожан. Нередко их интересы могут сильно пострадать – это шум под окнами, как правило, до глубокой ночи. Это появление шумных досуговых заведений. Наконец, часто невозможность подъехать на машине к своей парадной, выгрузить покупки или детей, оставить машину на парковке.
 
Если говорить про улицу Рубинштейна, то я связываю именно с этим основные проблемы «пешеходизации» этой зоны. На ее проезжей части находят пристанище как минимум полторы сотни машин, еще примерно столько же паркуются во дворах и на прилегающих к ним пространствах. С Фонтанки или Владимирского проспекта попасть можно лишь в небольшое число дворов по Рубинштейна. Куда денутся все эти машины? Я пока ответа не нахожу.
 
Выиграть от создания пешеходной зоны смогут те, кто уже владеет интересными помещениями на первых этажах – ставки аренды, безусловно, вырастут.

Алексей Груздев, менеджер компании «Авентин-Недвижимость»:

Парковка в пешеходных зонах – это вопрос к ГИБДД, а не к девелоперам. Думаю, сделать из улицы Рубинштейна пешеходную – это для нее большой плюс. Кстати, я не согласен с тем, что там очень много заведений общепита, а значит, будет ездить много машин. В Италии, например, на каждой улочке эти заведения – через дом. А на Рубинштейна я минут семь искал кафе.
 
Недвижимость на Рубинштейна должна подорожать процентов на 20-30, однозначно. И не надо так бояться деревянных перекрытий – некоторые петербуржцы, наоборот, именно в таких видят плюсы. Продать такую квартиру вполне возможно, просто надо ее хорошо показать.
 
И еще: я не думаю, что на Рубинштейна будут открываться только дорогие рестораны – так даже на Малой Садовой не было. Всегда есть заведения, доступные по ценам для всех прохожих. Кстати, опыт показывает, что жители везде воюют с «Макдональдсами». Постоянно идут суды. Наверное, потому, что «Макдональдс» платит… Скажем, одно такое кафе жители обязали убирать снег со двора, рядом с которым это кафе находится.







Рубрика:

Комментарии экспертов

10.09.2012
Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Комментарии экспертов"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Недвижимость"

Статьи о недвижимости