Купить Снять
Избранное
Избранное:

03.02.14 – 10.02.14 Неделя в цифрах и мнениях

03.02.14 – 10.02.14  Неделя в цифрах и мнениях

Росреестр опубликовал последние разъяснения о том, по каким правилам с 1 февраля 2014 года проводится государственная регистрация прав на основании нотариально удостоверенных сделок

 
Эти изменения в правила регистрации были определены Федеральным законом от 21.12.2013 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, изменения были внесены в Федеральный закон от 21.07.1997
№ 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В последнем номере БКН.РУ за 2013 год (№ 51 от 30.12.2013) мы написали о том, что с 1 февраля 2014 года для оформления сделок с недвижимостью будет введен нотариат, но произойдет это не во всех регионах России, а лишь в 13, выбранных для эксперимента. В этот список вошел и Петербург.  
Здесь мы должны внести первое уточнение в декабрьскую новость. Тогда, на основании сообщений московских информационных агентств, мы сообщили, что в 13 «экспериментальных» регионах оформление сделок с недвижимостью будет проводиться только через нотариуса. Теперь в пресс-релизе, разосланном Росреестром 31 января 2014 года, утверждение об обязательности нотариата опровергается. Росреестр напоминает: «Федеральный закон от 21.12.2013 № 379-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” не содержит требования о совершении сделок с недвижимостью исключительно в нотариальной форме”». При этом дается ссылка на Гражданский кодекс РФ: «В соответствии с пунктом 2 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации, нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе, а также предусмотренных соглашением сторон, даже если по закону для сделок данного вида нотариального удостоверения сделок не требуется». То есть нотариальное оформление сделок с недвижимостью в Петербурге с 1 февраля не обязательно, но по желанию сторон возможно всегда.

И второе уточнение. Больше всего опрошенных нами в декабре экспертов интересовало, получат ли нотариусы право (или даже обязанность) выполнять часть таких функций по ведению дел, которые до 1 февраля риэлторы, как правило, должны были брать на себя. Прежде всего – самостоятельно подавать документы на государственную регистрацию. К концу года четких объяснений еще не было. Теперь они есть. Росреестр сообщил: «В соответствии с нововведениями, с 1 февраля 2014 года для государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия заявление о государственной регистрации прав и другие необходимые документы могут быть представлены нотариусом или работником нотариуса, имеющим выданное нотариусом письменное подтверждение его полномочий. Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом № 379-ФЗ, срок проведения государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенных документов составляет 5 рабочих дней». То есть нотариус может взять на себя подачу документов на регистрацию, но может и не брать. Для того чтобы взять, нотариусу, скорее всего, придется нанять специального работника и выдать ему письменное подтверждение его полномочий. Захотят ли нотариусы тратиться на это, покажет только время.

И все же нужно отметить: для того чтобы вернуть нотариат, государство придумало хорошую меру поддержки. Так, по новому закону, Росреестр будет обязан провести государственную регистрацию прав на основании нотариально удостоверенных документов за 5 рабочих дней, в то время как для договоров, заключенных сторонами самостоятельно в простой письменной форме, срок государственной регистрации остался прежним – до 18 рабочих дней.

Как пояснил нам один петербургский нотариус, что будет со сроком регистрации нотариальных сделок на практике, сказать пока сложно, нужно больше времени. Срок регистрации может зависеть от конкретного района города (штатной укомплектованности), в котором будут рассматриваться документы. А еще нужно помнить о том, что срок регистрации и срок выдачи документов – это не одно и то же. «Договор может быть зарегистрирован в течение 5 рабочих дней, а выдан еще через 10», – прокомментировал он.
 
Алексей Крылов

Елена Бушурова, директор отделения «Адмиралтейское» агентства «Александр Недвижимость»:

Лично мне эта новость не интересна, так как вся эта экспериментальная ситуация с нотариусами задумана не для улучшения проведения сделок с недвижимостью, не для простых людей, а для более комфортной жизни нотариусов. Многие ли из них возьмут на себя хождение в Росреестр? Нотариусы, к сожалению, разные. Да и возникает вопрос: сколько будут стоить дополнительные услуги? Или это будет входить в услуги по оформлению договора купли-продажи? Прежде чем запустить этот проект, наладили бы сначала четкую работу УФРС, чтобы наши клиенты могли получить документы вовремя, день в день, как указано в расписке. Ведь задержки в получении документов доходят порой до месяца. Вот тогда бы можно было спокойно ориентировать клиентов на нотариусов. Сейчас идут сделки, и мы, естественно, предлагаем провести их через нотариуса, рассказывая, что и на регистрацию там же подадут, но… выигрывает простая письменная форма договора. Простая арифметика. А обращение к нотариусам, которые не будут иметь отдел оформителей, тем более интереснее не станет.
 
Сергей Слободянюк, адвокат компании «Адвокат-Недвижимость», председатель комитета АРСПб и ЛО по правовым вопросам:

Несмотря на то, что все сделки агентства сопровождает адвокат, наша компания никогда не прекращала работу с нотариусами. Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Адвокат проверяет юридическую чистоту сделок, оценивает возможные риски и судебную перспективу, а нотариус грамотно оформляет сделки. Всем своим клиентам мы рекомендуем сделку проводить в нотариальной форме. По вопросу посещения Росреестра нотариусами я не вижу проблем. Возьмут себе дополнительно человека, который будет выполнять эту работу. Я знаю, что некоторые нотариусы еще до эксперимента лично сдавали документы, а сейчас им разрешили перепоручать это своим помощникам. Хороший риэлтор ходит с клиентами к хорошему и грамотному нотариусу. А хороший нотариус сделает все, чтобы его клиентам было удобно. Я вижу проблему в другом. Государственную регистрацию как задерживали, так и будут задерживать. Нотариальная форма сделки не может улучшить работу Росреестра.

Леонид Сандалов, заместитель директора АН «Бекар»:

Данное нововведение направлено на уменьшение срока регистрации сделок, поэтому пользу получают лишь те клиенты, которым нужно быстро завершить сделку, а остальных этот закон не затрагивает. Что касается обращения в Росреестр, то этим будут и дальше заниматься специальные службы, а не нотариусы и не риэлторы. Эти службы могут носить совершенно разные названия: службы оформления документов, расчетные центры и др. Хотя на самом деле сходить в Росреестр могут и ваши знакомые, что также не возбраняется. Главное –
правильно оформленная доверенность. В целом, все зависит от предпочтений клиентов, и работать с нотариусами риэлторы будут лишь по желанию покупателей.

 

Рубрика:

Комментарии экспертов

07.02.2014
Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Комментарии экспертов"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Недвижимость"

Статьи о недвижимости