Купить Снять
Избранное
Избранное:

Петербург без «пятницы»

Петербург без «пятницы»

С 17 по 19 июля в Москве прошла уникальная акция – «Черная пятница рынка недвижимости»

 
Термин Black Friday появился в США и чаще всего обозначает день традици?онных больших распродаж, которые в конце ноября проводятся в первую пятницу после Дня благодарения. В такие пятницы владельцы магазинов предлагают покупателям скидки, доходящие до 90%. В «черную пятницу» условно начинается сезон рождественских распродаж, и крупные ритейлеры в этот день обеспечивают себе до 5-6% от годового объема выручки. Впрочем, многие продавцы используют удачный маркетинговый термин несколько раз в году, хотя ноябрьские «пятницы» остаются самыми известными и успешными.

В России «распродажная» методика успешно реализована в различных сегментах потребительского рынка, но проведение распродажи, да еще онлайн, на рынке недвижимости стало беспрецедентным событием – ни в России, ни в мире недвижимостью так никогда еще не торговали.

Под московскую акцию открыли специальный сайт. Организаторы заранее объявили, что застройщики будут распродавать новое жилье со скидками до 30%. Свое участие в акции подтвердили более 30 крупных компаний. По мнению организаторов, такой способ должен был оживить затухающий рынок жилья (тут нужно отметить, что акция распространялась только на новостройки Москвы и Московской области).

Чтобы приобрести жилье со скидкой, потенциальным покупателям было необходимо сделать четыре шага: забронировать интересующий объект; ввести одноразовый ключ, полученный по СМС; получить контактные данные менеджера; в течение трех часов отправиться в офис для оплаты сделки.

Эксперты с самого начала говорили, что у этой промоакции есть и плюсы, и минусы. Плюсы виделись такие. Консолидированное предложение многих застройщиков было сосредоточено в одном месте (на одном сайте). Это был хорошо продуманный маркетинговый ход, способный повысить интерес к рынку недвижимости, подстегнуть стагнирующий спрос и затронуть пассивные слои покупателей. Организаторы гарантировали (правда, только на словах), что условия акции (то есть беспрецедентно большие скидки) будут соблюдены.

Но и минусов прогнозировалось не меньше. Понятно, что размер предоставляемых застройщиками скидок не превысил бы дисконта, который можно получить, просто обратившись в агентство или к застройщику и поторговавшись с ними; а если какой-то застройщик на это и пошел бы, то такое предложение было бы не просто похоже на демпинг, но могло оказаться мошеннической схемой по сбору денег. А если бы народ понял, что под знаком «черной пятницы» ему дают обычную скидку от застройщика (или какой-то застройщик прямо перед акцией специально поднял цену), то вся схема развалилась бы, а покупатели на акцию больше не пришли. Не случайно несколько крупнейших застройщиков заранее разослали коллективный пресс-релиз, в котором заявили, что лично они в подобной акции участвовать отказываются.

В первые же дни после «пятницы» московские СМИ разделились во мнениях: одни называли акцию успешной, другие (например, moslenta.ru) – провальной. Объективные данные таковы: 20% лотов было забронировано.

Мы поинтересовались у наших экспертов, почему в Москве была «черная пятница», а в Петербурге – нет, и стоит ли ее ожидать?


  
Ольга Трошева, руководитель Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость»:

Что касается Петербурга и пригородной зоны Ленобласти, то у нас не отмечается катастрофического снижения спроса на строящуюся недвижимость. Так, например, компания «Петербургская Недвижимость» (эксклюзивный брокер проектов Setl City), которая продает 30% строящегося жилья в городе и пригородной зоне области, в первом полугодии 2015 года заключила 11,1 тыс. сделок. Это на 9,4% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, когда было заключено 10,2 тыс. сделок.

В целом же на территории Петербурга и пригородной зоны области в первом полугодии 2015 года было продано 1,6 млн кв.м строящегося жилья, что примерно на 35% меньше, чем в прошлом году.


Ситуация у каждого девелопера и брокера различается существенно. Поэтому вряд ли наши застройщики стали бы когда-либо объединяться для проведения совместной акции. При этом большинство девелоперов часто, в том числе и летом, запускают интересные акции для покупателей. В частности, у Setl City сейчас действует «акция месяца» – скидки на квартиры в объектах масс-маркет в размере 500-900 тыс. рублей.

  
Яна Долотова, директор направления  «Новое строительство» АН «Итака»:

Обстановка на рынках строящейся недвижимости двух столиц сейчас схожа: преобладает предложение, а покупательская активность снижена. Так, в Петербурге средняя цена предложения с января 2014 по январь 2015 года выросла на 15%, до 103 тыс. рублей, а средняя цена спроса на протяжении последних 1,5 лет составляла 73-75 тыс. рублей за кв.м. Таким образом, разница между ценами спроса и предложения выросла до 30%, что совершенно неприемлемо для равновесного рынка. С этой позиции, подобная тотальная распродажа вполне своевременна и оправданна.

Но «черная пятница» может спровоцировать резкий выплеск отложенного спроса, а впоследствии привести к еще большему затишью, так как потенциальные покупатели будут терпеливо ждать следующих беспрецедентных скидок, упуская из виду оптимальные для себя существующие предложения. На мой взгляд, подобный временный эффект скорее вреден для рынка. Использовать такие инструменты на рынке недвижимости нужно с большой осторожностью и лишь в крайнем случае. Текущая ситуация подобных крайних мер не требует.

  
Глеб Гринблат, директор компании «Адвекс. Новостройки»:

Сейчас технология продажи любых специализированных продуктов движется в сторону упрощения, они начинают продаваться как массовые. Посмотрите хотя бы на ноутбуки: раньше они продавались в специализированных магазинах, где работали специальные консультанты, а сейчас продаются везде. С квартирами будет точно так же. Пусть на первой «черной пятнице» были недоработки (оказалось, что обещанные 30%-е скидки почти никто не получал, что некоторые агенты пытались отдельно считать свои комиссионные и т.п.), но со временем процесс отладится, и такие акции будут восприниматься совершенно спокойно.

В Петербурге «затоварки» нет. Например, в нашей компании июль, судя по всему, получится более успешным с точки зрения продаж, чем июнь. Сейчас первичка продается хорошо. Так, если в феврале провал составил в сравнении с февралем 2014 года 22%, то в мае-июне подъем к уровню прошлого года был уже порядка 20%, а по всему первому полугодию – 22%. Думаю, в Питер такая акция тоже придет, но никто не будет обещать продавать квартиры с 30%-ми скидками, так как на данном рынке это просто невозможно.


 

Рубрика:

Комментарии экспертов

31.07.2015
Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Комментарии экспертов"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Недвижимость"

Статьи о недвижимости