Купить Снять
Избранное
Избранное:

Лифтовый кризис Петербурга

Лифтовый кризис Петербурга

Могут ли трудности в лифтовом хозяйстве отразиться на ценах квартир?


По данным Минстроя РФ, в начале 2016 года в жилых домах России насчитывалось 276 тыс. лифтов (данные «Российской газеты»). Из них, по оценке экспертов, потенциально опасными можно считать 56 тыс., а доля изношенного оборудования составляла в среднем 35%. Оно нуждалось в замене.

Национальный лифтовый союз сообщает, что каждый год с лифтами происходит до 30 аварий, в которых гибнут порядка 20 человек и еще около 30 получают травмы. Как мы видим, до общего сведения доходит информация о гораздо меньшем количестве происшествий. Однако за последний месяц в Москве был резко превышен средний уровень лифтовой аварийности: случилось сразу три аварии, две из них – со смертельным исходом, причем одна – в элитном жилом комплексе. Видимо, по совокупности всех этих причин трагедия вызвала широкий резонанс в обществе. Во множестве городов страны и даже, например, в Ленинградской области местные власти уже успели заявить о том, что намерены проверить техническое состояние лифтов на своих территориях. Как ни странно, никаких заявлений не прозвучало от властей Петербурга, и это несмотря на то, что наш город – второй в стране по количеству многоэтажных домов и, соответственно, лифтов.

Напомним: в Петербурге тотально проверять городские подъемники начинали в июне 2014 года после гибели в лифте младенца в доме на проспекте Композиторов. Тогда прокуратура сообщала, что в городе эксплуатируется 32 188 лифтов, из них 11 940 (37,09%) выработали нормативный срок службы – 25 лет.

На 1 января 2016 года, по данным Национального лифтового союза, этот показатель незначительно уменьшился – до 35%. Для сравнения в Москве на данный момент столь старых лифтов – 3% от общего числа, а среднероссийский показатель – 27,2% (однако в 19 регионах страны он выше 50%). Впрочем, по сообщению сайта «Аргументы недели», людей с одинаковой частотой убивают и аварийные лифты, и новые, и недавно модернизированные – всё зависит от качества их обслуживания. Так, например, лифту на проспекте Композиторов было 34 года, но срок его службы незадолго до происшествия был официально продлен до 2016-го.

К началу прошлой недели Генпрокуратура РФ уже инициировала во всех регионах России проверки жилых домов на предмет «соблюдения законодательства в части использования газового и лифтового оборудования». Проверки будут идти с привлечением специалистов Ростехнадзора, а также региональных жилищных инспекций.

«В течение месяца эксперты проверят надежность лифтов во всех российских многоквартирных домах, – разъяснил в интервью «Российской газете» главный государственный жилищный инспектор России Андрей Чибис. – Я дал поручение руководителям региональных жил-инспекций проверить наличие договоров на обслуживание каждого лифта в России. Этим сегодня занимаются специализированные организации, сотрудники которых должны соответствовать необходимым квалификационным требованиям. Выполнение этих требований мы и проверим. Механики компаний должны будут доказать, что разбираются в сложных механизмах и понимают, что делают».

Теперь возникает вопрос: если региональные власти через некоторое время опубликуют данные о состоянии каждого лифта, а жилинспекция – об уровне квалификации обслуживающих эти лифты компаний, то как это повлияет на уровень рыночной привлекательности и цену находящихся рядом с этими лифтами квартир? Тем более что сейчас покупатели только и ищут повода, чтобы поторговаться.

Алексей Крылов

Светлана Денисова, начальник отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент»:

В Петербурге давно работает программа по замене старых лифтов, установке их в пяти-этажных сталинских домах и зданиях в центре города. Возможно, состояние лифтового хозяйства лучше контролируется, чем в Москве.

Поставкой, монтажом и эксплуатацией лифтового оборудования занимаются только специализированные лицензированные организации. Это не является сферой деятельности строительных организаций.

Для покупателей важно, чтобы лифт был скоростной и малошумный. Другие параметры, как правило, дольщика не интересуют. Думаю, по итогам проверки потенциальные покупатели не станут «перетекать» в те дома, где лифты «лучше», ведь трагедия, которая случилась в Москве, произошла в хорошем доме. Возможно, они просто станут учитывать, что чем выше этажность дома, тем больше нагрузка на лифты, жестче режим их эксплуатации, меньше срок планового ремонта, который должен строго соблюдаться.

О брендах. Мы работаем с разными поставщиками, например, в ЖК «Огни Залива» установлены лифты марки Mitsubishi, у которой мировая известность.


Сергей Бараченя, ведущий менеджер компании «Русский Фонд Недвижимости»:

Мнения покупателей о лифтах никакого отношения к ценам недвижимости не имеют. Покупатели квартир на высоких этажах (такими считаются этажи от пятого и выше) всегда задают вопрос «А сколько лифтов и какие они?», то есть грузо-пассажирские или только пассажирские. Для них это важно, потому что «ручной» подъем мебели при переезде оплачивается «поэтажно» и очень сильно влияет на расходы, а во-вторых, пожилые люди боятся, что им когда-нибудь придется ходить пешком. Вопрос о бренде лифта и о том, когда его меняли, сейчас возникает на каждом втором просмотре, но особого упора на конкретную марку нет. В конечном итоге смотрят только на то, насколько он устаревший. Более глубоких вопросов и опасений не было. Может быть, сейчас начнут уделять больше внимания новизне кабины.

Как результаты всероссийской проверки могут повлиять на рынок недвижимости? Люди пожилые, конечно, не станут покупать там, где лифты ломались часто или с ними происходили еще какие-то проблемы. Но маловероятно, что «лифтовые» критерии все-таки начнут влиять на цены, в силу того что лифты – не самый основной фактор для принятия решения о покупке, а наоборот, вторичный.


Алексей Бриус, начальник управления строительного контроля «Главстрой-СПб»:

В принципе, добросовестным компаниям достаточно имеющихся процедур для обеспечения надежности лифтов. Просто им всем нужно работать вместе и честно выполнять все эти процедуры.

Сначала технический заказчик строительства разрабатывает задание на проектирование, а генпроектировщик – проектную документацию в соответствии с техническим регламентом «Безопасность лифтов». Затем эта документация проходит государственную или негосударственную экспертизу и только после согласования допускается к производству работ. В процессе строительства технический заказчик, генподрядчик и проектная организация осуществляют контроль этих работ. После их окончания застройщик разрабатывает инструкцию по эксплуатации для каждого введенного в эксплуатацию многоквартирного дома.

В ходе эксплуатации застройщик совместно с управляющей компанией и специализированными организациями участвует в обследовании технического состояния зданий, в том числе и лифтов. Впрочем, будет правильным, если функции контроля за монтажом и эксплуатацией лифтов вернут Ростехнадзору или же передадут Госстройнадзору. Лифты – это опасные объекты, поэтому здесь необходим и государственный надзор.


Рубрика:

Комментарии экспертов

22.01.2016
Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Комментарии экспертов"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Недвижимость"

Статьи о недвижимости