Купить Снять
Избранное
Избранное:

Больше креатива! И меньше прибыли?

Больше креатива! И меньше прибыли?

В последнее время жителей мегаполисов все меньше интересуют привычные формы «общественной» недвижимости. Это касается не только заведений общепита и магазинов, но даже музеев и бизнес-центров. Изменившийся потребительский спрос вынуждает владельцев коммерческой недвижимости искать новые формы ее использования

 
Привычные современные форматы недвижимости, которые нас окружают, тоже когда-то были новыми для рынка. Так, например, первое в Европе кафе было открыто в 1690 году в Париже и поначалу воспринималось публикой как диковинное место. Когда в 1719 году открылся первый публичный музей в России – Кунсткамера, – людей туда приходилось заманивать спиртными напитками и закусками. Первый капсульный отель, формат которого только начинает свое развитие в России, был открыт в Осаке (Япония) в 1979 году. Сейчас это трудно себе представить, но первое в мире интернет-кафе открылось в Лондоне совсем недавно – в 1994 году.

До России подобные изобретения доходят с запозданием, но, тем не менее, в последние пару лет в Петербурге наиболее интересными новыми видами коммерческой недвижимости считаются коворкинги, антикафе, аутлеты и креативные пространства.

Все эти формы так или иначе объединены концепцией «третьего места», которая стала весьма популярной на Западе в конце 80-х-начале 90-х годов. Термин «третье место» был придуман американским социологом Рэем Ольденбургом. Он называл жилой дом первым местом, рабочее место – вторым, а третьим стал называть пространство, в котором совмещены первые два. «Третьи места» не являются ни домом, ни работой, но позволяют совмещать отдых с какими-то видами деятельности.

У каждого такого места есть несколько обязательных качеств: оно доступно по ценам для большинства людей, в нем есть оригинальная доброжелательная атмосфера, где всем посетителям будет приятно пообщаться друг с другом; все строится на принципах самоорганизации – постоянные посетители сами предлагают идеи по улучшению места; зачастую третьи места обладают своими завсегдатаями, которые формируют специфическую атмосферу.

Коворкинг
В 2005 году американская сеть Starbucks стала создавать локальные кофейни, где все завсегдатаи знали бы друг друга. Неожиданно те начали использовать кофейни для работы. В таком неформальном офисе человек делил пространство с людьми из другой компании и с представителями иных профессий. Такая форма быстро стала популярной во всем мире, а в Россию пришла через Москву в 2010-2011 годах.

Коворкинги популярны прежде всего среди IT-специалистов, фрилансеров, дизайнеров и просто молодых предпринимателей (стартаперов), у которых либо нет своего офиса, либо они хотят работать в дружелюбной комфортной обстановке вне бизнес-центра или дома. Любой желающий может арендовать место на любой срок, обычно расчетными периодами являются час, день или месяц. Есть вся инфраструктура, необходимая для работы: офисная техника, Wi-Fi. Обязательный элемент коворкинга – кухня, где арендаторы могут готовить сами, а могут взять какой-то несложный готовый продукт (хлебобулочные изделия, фрукты, воду, чай, кофе). Некоторые операторы могут предоставить клиентам комнаты для переговоров. Настоящий коворкинг должен работать ежедневно и круглосуточно, а арендаторы должны иметь возможность в любое время попадать туда с помощью магнитного ключа. Цена аренды в коворкинге должна быть ниже, чем в любом бизнес-центре.

«Несмотря на закрытие некоторых коворкинг-центров первой волны и заявлений об их неприбыльности, идея до сих пор кажется перспективной», – говорит консультант-аналитик компании Maris Елена Прозорова. По ее данным, с октября 2010 года по октябрь 2012-го число коворкинг-центров в мире увеличилось с 600 до 2072, из них 878 находятся в Европе и 797 в США.

«В России коворкинги развивались не очень активно, потому что люди расценивали их как обычные интернет-кафе, – комментирует Елена Прозорова. – У нас все еще не сформировалось окончательное видение коворкингов, под этим названием сдаются и офисы с почасовой оплатой, и бизнес-инкубаторы, и даже кафе с доступом в интернет. Все больше предпринимателей, открывающих коворкинги, создают симбиоз трех этих форм».

В Петербурге, по данным компании Maris, сейчас насчитывается 15 коворкингов: 7 – в Центральном районе, 4 – в Василеостровском, 2 – в Петроградском и по одному – в Невском и Адмиралтейском. Площадь большинства коворкингов до 100 кв м, но есть и более крупные, а количество людей, которые единовременно могут в них находиться, варьируется от 5-7 до 100-150. Средняя цена аренды места в петербургских коворкингах – 5-6 тыс. рублей в месяц.

Антикафе
Тайм-кафе (антикафе), по информации Прозоровой, существуют только в России и появились здесь даже раньше, чем коворкинги. В таких заведениях посетитель платит не за еду или напитки, а лишь за проведенное тут время. В стандартный список развлечений входят настольные и компьютерные игры, кинопоказы, авторские лекции и необычные мероприятия. Свою еду нужно приносить с собой.

Основ характеристика антикафе – поминутная оплата: обычно в течение первого часа каждая минута стоит 2 рубля, а последующие – 1 рубль, хотя бывают и иные принципы оценки (например, в зависимости от времени суток или бесплатно после нескольких оплаченных часов). При этом всегда существует определенный лимит: как правило, посетитель, даже проведя в кафе целый день, не заплатит более 500-600 рублей. Обычно во всех антикафе предоставляется бесплатный Интернет.

В Петербурге таких кафе, по данным Maris, порядка 15, при этом более половины из них располагаются в центре города.

Аутлет
Аутлет-центры – это специализированная схема розничной торговли. В них продаются коллекции брендовой одежды, обуви и аксессуаров, выпущенные в прошлых сезонах. Кроме того, здания, в которых размещаются такие центры, минимизируют затраты на обслуживание помещений. Благодаря скидкам и экономии на ЖКХ брендовую одежду здесь можно купить со скидкой от 30% до 70%.

Располагаются аутлеты, как правило, на окраинах больших городов. В Петербурге сейчас строятся два таких центра, работы ведут знаменитые в мире аутлет-операторы Hines и Fashion House. Планируется, что они откроются в 2014 году. Fashion House разместится на Таллинском шоссе, к югу от КАД, вблизи аэропорта Пулково и железнодорожной станции Горелово.

Креативное пространство
По словам директора по развитию бизнеса компании Maris Кайла Патчинга, в Петербурге креативные пространства развиваются по мере освобождения бывшими владельцами промышленных зданий и территорий. В городе уже известны несколько подобных проектов, занимающих от целых зданий (например, «Ткачи») до нескольких этажей в них (лофт-прект «Этажи»). Креативное пространство может совмещать несколько форматов: офис-центр, выставочный центр, магазин, место проведения мастер-классов. Такие пространства уже занимают отдельную нишу в сегменте коммерческой недвижимости.

По словам Елены Прозоровой, компания Maris пока не обладает репрезентативной информацией о сумме вложений в новые виды недвижимости в Петербурге и об их прибыльности. «С уверенностью можно сказать, –
комментирует она, – что новые виды не составляют конкуренции уже веками складывающимся типам коммерческой недвижимости. Пока все существующие проекты держатся на энтузиазме и не приносят большой прибыли. Но люди творческие продолжают развивать данные направления, потому что новое всегда интересно, и что-то из этого может стать вполне успешным проектом. Таким образом, материальный интерес в этом случае стоит не на первом плане». «Очевидно, что сдавать квартиру под жилье гораздо проще и выгоднее, – продолжает она. – Однако простая квартира в старом фонде подойдет под открытие тайм-кафе или небольшого коворкинга».


Рубрика:

Коммерческая недвижимость

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Коммерческая недвижимость"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Недвижимость"

Статьи о недвижимости