Купить Снять
Избранное
Избранное:

Торговые площади дешевеют

Торговые площади дешевеют

Ставки аренды в торговых галереях и в сегменте стрит-ритейла снизились на 20-30%

 
Эксперты компании Astera в альянсе с BNP Paribas Real Estate представили анализ ситуации на рынке торговой недвижимости Петербурга в первом полугодии 2015 года.

По мнению аналитиков, рынок торговых площадей характеризуется растущим уровнем вакансии и увеличивающейся готовностью собственников идти на уступки арендаторам. Также эксперты Astera констатируют, что в I полугодии 2015 года активность на рынке торговой недвижимости Петербурга находилась на низком уровне ввиду высокой неопределенности в экономической сфере.

Сокращение площадей
В первом полугодии этого года одними из наиболее активных игроков на рынке торговых площадей являлись продуктовые ритейлеры. Представители сегмента придерживаются озвученных ранее планов развития и формируют новые амбициозные программы даже в текущих нестабильных экономических условиях. По наблюдениям Astera, наиболее активно в Петербурге развиваются ритейлеры, работающие в ценовых сегментах «средний» и «средний минус», такие как «Дикси», «Магнит», «СемьЯ», «Полушка», Spar и другие. В то же время премиальный ритейл в 2015 году не заявлял о планах открытия новых магазинов в Северной столице.

Активность проявляют также представители сферы общественного питания. «Но если раньше почти каждая заявка от клиента на поиск помещения заканчивалась сделкой, то сейчас – лишь каждая пятая. Большинство рестораторов официально не заявляют о планах развития на текущий год, но теоретически готовы смотреть новые помещения. В случае если брокер предложит им что-то очень интересное и по выгодной цене, они готовы закрыть сделку», – рассказывает Людмила Рева, директор Astera в альянсе с BNP Paribas Real Estate.

Как отмечается в обзоре, заведения общественного питания смотрят только готовые помещения, в которых ранее уже располагались общепиты. Это позволяет свести затраты на ремонт при переезде к минимуму. Аналитики подчеркивают еще одну тенденцию – уменьшение запрашиваемой площади при подборе помещений. Так, если год назад под рестораны искали площадь 500-700 кв.м, то сейчас те же самые клиенты рассматривают помещения площадью 350-500 кв.м. Общепиты среднего ценового сегмента, ранее смотревшие помещения площадью до 350 кв.м, теперь готовы арендовать объекты площадью от 170 до 250 кв.м. Активно развивается сегмент закусочных, арендующих помещения площадью 50-70 кв.м.

В числе наиболее сильно просевших сегментов на рынке торговой недвижимости – fashion-ритейл. За последние месяцы об уходе с российского рынка заявили такие бренды, как Seppala, Lindex, Esprit, River Island, OVS и ряд других. Решение об уходе связывают с устареванием концепций брендов и существенным падением их популярности, а также с общей оптимизацией бизнеса этих компаний.

Набирает обороты тенденция оптимизации площадей: арендаторы сокращают не только количество магазинов, но и занимаемую площадь в каждом из них. Так, к примеру, поступил финский ритейлер Prisma, вдвое сократив арендуемую площадь в ТРК «Гранд Каньон». Причину подобного решения компания объяснила высокой конкуренцией в области продаж непродовольственного ассортимента. Акцент на супермаркетах в Петербурге намерена сделать и федеральная торговая сеть «Лента». Ранее компания развивала в городе исключительно формат гипермаркетов. Пилотные торговые точки уменьшенного размера откроются в Петроградском районе и на Васильевском острове.

Несмотря на это, на рынке сохраняется активность крупных ритейлеров, которые готовы не только арендовать, но и приобретать земельные участки для последующего строительства собственных торговых объектов. В частности, в июне было объявлено о закрытии сделки по приобретению компанией Decathlon земельного участка площадью 2,96 га в Буграх, рядом с комплексом «МЕГА-Парнас». В ближайшее время на участке начнется строительство спортивного гипермаркета. Общая площадь здания составит 4,7 тыс. кв.м.

Площади за процент
По данным Astera, в I-II кварталах в Петербурге не было введено в эксплуатацию ни одного нового объекта торговой недвижимости. В III-IV кварталах ожидается ввод первой очереди проекта Pulkovo Village Outlet и второй очереди ТРК «Питер-Радуга». Таким образом, по итогам 2015 года объем ввода торговых площадей в Петербурге ожидается на еще меньшем уровне, чем в прошлом году, – порядка 46 тыс. кв.м.

Исследовав коммерческие условия работы торговых площадей, аналитики Astera делают вывод, что во II квартале 2015 года ставка аренды для якорных арендаторов торговых комплексов находилась на уровне 500-800 рублей за кв.м в месяц. Часто встречалась также схема взаиморасчета «процент с товарооборота». Для торговой галереи ставка составляла 1,9-5,5 тыс. рублей за кв.м месяц (с учетом НДС и дополнительных расходов). Если для якорных арендаторов ставки аренды с конца 2014 года практически не изменились (так как они изначально были достаточно низкими), то ставки для многих операторов торговой галереи за первую половину 2015 года снизились на 20-30%, отмечается в обзоре.

«На сегодняшний день доля тех, кто работает по схеме “процент от оборота”, растет с каждым днем. Раньше собственники торговых комплексов предоставляли такие условия только якорным арендаторам (продуктовые ритейлеры, DIY, крупные fashion-ритейлеры) и операторам фуд-корта. К примеру, в России по этой схеме начинали работать крупные западные торговые сети: H&M, McDonald’s, IKEA, “Ашан”, российская сеть супермаркетов “Перекресток”, – говорит Людмила Рева. – В текущей экономической ситуации, когда платежеспособный спрос снижается, а стоимость закупки товаров в валюте растет, собственники вынуждены идти на уступки арендаторам и искать взаимовыгодные условия работы».

В сегменте стрит-ритейла в среднем по рынку к концу II квартала 2015 ставки снизились на 25-30%, в некоторых случаях до 40%, подсчитали в Astera. В результате ставки аренды в основных торговых коридорах по состоянию на июнь 2015 года находились в следующем диапазоне:

Невский проспект – 5-11 тыс. рублей за кв.м в месяц, Лиговский проспект – 1,5-4 тыс. рублей за кв.м в месяц, проспект Большевиков – 1,5-3 тыс. рублей за кв.м в месяц, Московский проспект – 2-10 тыс. рублей за кв.м в месяц, Ленинский проспект – 1-3 тыс. рублей за кв.м в месяц, Комендантский проспект – 1,5-4,5 тыс. рублей за кв.м в месяц, проспект Просвещения – 1,1-3,5 тыс. рублей за кв.м в месяц, 7-линия В.О. – 2-4 тыс. рублей за кв.м в месяц.

Отрицательную динамику арендных ставок стимулирует растущий уровень вакансии на рынке торговой недвижимости Петербурга, констатируют эксперты. Так, по их данным, в торговых комплексах уровень вакансии к концу первого полугодия достиг 7% против 3% годом ранее. В сегменте стрит-ритейла уровень вакансии находится в диапазоне от 10% до 30% в зависимости от локации и ценовой политики собственников.

Диаграммы: Astera в альянсе
с BNP Paribas Real Estate


Рубрика:

Коммерческая недвижимость

02.07.2015

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Коммерческая недвижимость"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Недвижимость"

Статьи о недвижимости