Купить Снять
Избранное
Избранное:

Что ждет проекты КОТ?

Что ждет проекты КОТ?

В эконом-классе удачные проекты КОТ находятся все конкуренции


Минстрой РФ В 2017 году планирует выделить 20 млрд рублей из федерального бюджета на создание объектов инфраструктуры в проектах КОТ (комплексного освоения территорий). А до конца 2016 года рассчитывает сформировать общероссийский реестр территорий, предназначенных под комплексное освоение, на основе данных из регионов. Как же будут развиваться проекты КОТ в Петербурге и близлежащих территориях?

Основной котел

По информации АН «Итака», от общей площади строительства (на конец сентября 2016 года) в Петербурге на проекты КОТ приходится 39% возводимой площади. 

«Проекты КОТ – это основной котел, который должен воспроизводить объемы жилья для решения жилищных проблем населения, – говорит Михаил Голубев, гендиректор «Северо-Западной строительной компании». – Приоритеты сегодня для КОТ – это сбалансированная жилищная политика, создание комфортного жилья, новой городской среды, и не только количество метров, но и качество. В основном проектами КОТ занимаются крупные компании. Семь крупных компаний – это 70% рынка. Рынок монополизирован».

По данным АО «Строительный трест», на севере наиболее масштабный проект КОТ – это ЖК «Северная долина», на юге – ЖК «NEWПитер» и «Солнечный город».

«Сегодня наибольшее развитие проектов КОТ можно наблюдать на границах восточной части города и области, – замечает Анзор Берсиров, руководитель проектов комплексного освоения территорий АО «Строительный трест». – Поскольку свободных участков в этой зоне еще достаточно, девелоперы продолжат предлагать рынку новые проекты. Менее охвачены сегодня северное и южное направления».

Наиболее перспективным для развития проектов КОТ и создания правильной и комфортной жилой среды является южное направление, подчеркивают в АО «Строительный трест», так как южный участок КАД имеет меньшую транспортную загрузку и свободные участки этого направления расположены на достаточном расстоянии от существующих поселений.

«Последние несколько лет проекты КОТ занимали половину в объеме жилья в Петербурге и приграничных районах, – сообщает Дмитрий Михалев, руководитель службы по работе с госорганами «СПб Реновация». – Однако в ближайшее время их доля несколько снизится, так как сегодня застройщики выводят на рынок либо следующие очереди в уже запущенных КОТ, либо более мелкие ЖК в границах города. К крупным же проектам подходят более осторожно, придерживая их до более стабильных времен. С другой стороны, в сегменте эконом-класса удачные проекты КОТ не имеют конкурентов: только при масштабном развитии территории можно предложить покупателям действительно доступную цену». 

Эксперты холдинга RBI замечают, что большинство проектов КОТ реализуются в «Закадье». И в последнее время вывод нового предложения на этих территориях сокращается.

«Если сравнивать девять месяцев этого года с аналогичным предыдущим периодом, спад составляет более 20%, – говорит Вера Сережина, директор управления стратегического маркетинга и исследований рынка холдинга RBI. – Такая реакция рынка – логичное следствие снижения инвестиционной привлекательности недвижимости небольшого метража, более всего распространенной в проектах КОТ на границах города и области. Сейчас спрос и предложение сбалансированы, и стабильные цены на квартиры это подтверждают, практически не меняясь последние два года».

Поймать равновесие 

В компании «Красная Стрела» отмечают, что площадок под жилищное строительство в пределах КАД катастрофически не хватает, как и инвестиций для запуска крупных проектов.

«Любые проекты КОТ, а особенно расположенные в городской черте, требуют значительных вложений на начальном этапе, – замечает Николай Урусов, исполнительный директор компании «Красная Стрела». – Далеко не у всех девелоперов сейчас есть такие деньги. Да и спрос на жилье еще слаб, поэтому рынок не сможет поглотить большое количество новых квадратных метров. По этим соображениям многие крупные девелоперы отложили запуск своих проектов КОТ».

Эксперты компании КВС подчеркивают, что огромные капиталовложения нужны, когда компания выходит строить целый микрогород «в поле», где нужно создавать полноценную среду обитания. Однако работать в таких проектах застройщикам интересно, можно реализовать множество нестандартных задумок и решений, открываются новые перспективы. При грамотном подходе проекты КОТ выгодны с инвестиционной точки зрения.

«Крупные проекты КОТ труднее реализовывать, – сообщает Владимир Спарак, замдиректора АН «АРИН». – Нужно много ресурсов (в том числе административных) и компетенций, они предполагают больший объем прибыли и экономию на объемах, но и привлекают больше внимания и часто имеют политическую составляющую, что не позволяет их тихо закрыть в случае проблем. Планы в начальной стадии проекта КОТ и в процессе его реализации кардинально меняются, не говоря уже о завершающей стадии. Нужно отметить, что в последнее время даже подписанные обязательства города выполняются далеко не всегда: есть примеры прокладки сетей и дорог за счет застройщиков, тенденция строить социальные объекты за счет застройщиков практически перерастает в правило. Хочется верить, что деньги действительно будут выделены и эффективно использованы».

Проекты КОТ – вопрос глобальный

Для развития проектов КОТ в первую очередь необходима поддержка властей региона, делятся мнением в АО «Строительный трест», – необходимо подвести коммуникации, построить подъездные и внутриквартальные дороги, приступить к реализации социальной инфраструктуры. 

По мнению специалистов компании «КВС», многое в проектах КОТ зависит от правильности генпланирования. Такие проекты нельзя рассматривать как типичную городскую застройку. 

«Сейчас нужно рассматривать вопросы экономики территориального развития, чтобы застройщики могли эффективно реализовать свои проекты КОТ, – полагает Михаил Голубев. – Одна из проблем, которые я выделяю, – формирование комфортной городской среды. Нужна договоренность, переведенная в нормативно-правовой акт, между администрацией города и застройщиками, чтобы четко определить, как и когда будет строить без административных барьеров сопутствующую инфраструктуру, когда проекты КОТ, к примеру, без инженерной или транспортной инфраструктуры. Срочно необходим диалог между властью и бизнесом. Надо налаживать процесс проектирования и согласования таким образом, чтобы застройщики могли планировать в среднесрочной перспективе риски реализации проектов КОТ. Комфортная среда должна быть экономически обоснована, нельзя бездумно переваливать все расходы на застройщиков».

О необходимости выработки механизмов взаимодействия девелоперов и властей относительно строительства социальной инфраструктуры, дорог, развязок напоминают в «СПб Реновация», при этом отмечая, что перспективы у КОТ вполне оптимистичные и число КОТ на приграничных землях снижается, а в Петербурге, напротив, растет.

«В проектах КОТ, которые появились в последнее время, есть перемены, но остались проблемы, например, с количеством парковочных мест, – информирует Михаил Голубев. – Эти нормы требуют корректировки, оптимизации. Они вошли в противоречие с реалиями. Проблемы проектов КОТ в Петербурге и Ленобласти надо решать в рамках агломерации. Должна быть комплексная, системная политика по взаимодействию территорий, по обеспечению транспортом. Часто приводят примеры, сколько приходится квадратных метров на человека, скажем, в Лондоне и других городах. Не очень понятно, сколько метров должно быть сегодня у нас. В Японии – по 10 кв. м, но при этом есть комфортная среда. У нас скоро 20 кв. м никто не сможет купить. Но все равно необходимо создавать комфортную среду. Эти веяния должны пойти в проекты КОТ».
Рубрика:

Новостройки

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Новостройки"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Недвижимость"

Статьи о недвижимости