Купить Снять
Избранное
Избранное:

Небезнадежная утрата

Небезнадежная утрата

Специалисты утверждают, что любые документы на квартиру можно восстановить


Утрата правоустанавливающих документов на квартиру заставляет преждевременно паниковать многих собственников. Случиться может всякое: пожар, затопление, кража. Порой виной всему может быть и собственная невнимательность. Отчаиваться не стоит, успокаивают специалисты. Выход найдется в любой ситуации, даже тогда, когда безвозвратно пропали абсолютно все документы. Главное –сохранить память и самообладание. А еще запастись терпением и отправиться в соответствующие инстанции. Восстанавливать каждую бумагу в отдельности – дело хлопотное. Бывает, что  время уходит только на получение дубликата, а иной раз придется обратиться и в суд.

А вдруг мошенники?
После обнаружения пропажи практически каждый испугается: «А вдруг воспользуются мошенники?» Этот вопрос заставляет особенно нервничать тех, кто стал жертвой ограбления или махинаций. Лишние размышления о том, что квартира уже кем-то продана, ни к чему хорошему не приведут. Такие случаи довольно часто происходили в риэлторской практике в начале и середине 90-х годов. Те времена оставили неизгладимый след, заставляя собственников чрезмерно беспокоиться о потере имущества одновременно с документами.

Риск и правда есть, поэтому первое, что должен сделать обеспокоенный владелец, – обратиться в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и сообщить об потерянных документах. В заявлении необходимо указать, что собственник запрещает проводить какие-либо регистрационные действия с данными документами без его личного участия.

Свидетельство –не проблема
Взамен утраченного свидетельства о собственности владелец получит дубликат, который будет готов в срок от 5 дней до месяца. В среднем восстановление документа занимает две недели. Однако процесс  может и затянуться на более длительный промежуток времени в зависимости от того, когда был выдан оригинал.

1 февраля 1998 года вступил в силу закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество». В том случае, если свидетельство было получено до указанной даты, нужно обратиться в окружное отделение департамента жилищной политики и жилого фонда. В течение 15 дней ведомство выдаст справку о содержании правоустанавливающих документов, далее последует визит в управление Федеральной регистрационной службы по месту нахождения имущества. Если свидетельство о собственности датируется более поздним числом, необходимо получить выписку из Единого государственного реестра прав, где процедура займет около недели, и затем также посетить управление Федеральной регистрационной службы.

При обращении в территориальный орган регистрационной службы с заявлением на восстановление документа потребуются паспорт, квитанция об оплате госпошлины (200 рублей) и договор – основание для получения собственности. В качестве последнего представленного документа могут подойти договор купли-продажи, договор долевого участия или дарственная.

Дубликат свидетельства о собственности особых отличий от оригинала не имеет, кроме пометки «взамен утраченного» в верхней части документа и пояснений причин утраты в нижней. Кроме того, в свидетельстве указываются дата и номер прежнего свидетельства. Стоит обратить внимание, что в случае, когда недвижимость является общедолевой собственностью, заявление в управление принимается от всех владельцев с указанием их долей в квартире.

Специалисты уверяют, что и без наличия свидетельства о праве собственности можно заключать сделки о продаже недвижимости. По сути, документ служит подтверждением о записи в Единый государственный реестр прав. С 1 января 2013 года владелец квартиры располагает выбором предъявлять либо свидетельство, либо выписку из ЕГРП для указания факта государственной регистрации права. Поэтому получение свидетельства о праве собственности является формальной деталью и желанием самого собственника.

Трудности восстановления
При восстановлении договора купли-продажи также стоит обратить внимание на год создания документа. Это, опять же, связано с вступлением в силу закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество». При оформлении документа после 1998 года, когда стали регистрировать не сам документ, а сделки, информацию можно получить в Росреестре. В противном случае необходимо обратиться к архивам нотариальной конторы, которая занималась оформлением оригинала, либо получить справку о собственнике недвижимости через БТИ.

Сложнее воссоздать документы в письменной форме, выданные в период с 1996 по 1998 годы. Потребуется копия договора другой стороны, справка из БТИ, а также засвидетельствованные показания соседей о том, что владелец действительно является собственником данного объекта. В практике бывали тяжелые инциденты, когда при утрате документов о приватизации были потеряны и отказы от приватизации умерших родственников владельца квартиры. Проблема решалась в течение года и с участием адвокатов, специализирующихся на данных вопросах.

Для восстановления кадастровых или технических документов следует обратиться в БТИ. Если документ был оформлен более 5 лет назад, потребуется дополнительно оплатить услуги технического специалиста.  Документы на квартиру, полученную по договору социального найма, можно получить в Департаменте жилищной политики района, где владельцу выдадут дубликат.

Специалисты советуют бережно относиться к документам, подтверждающим степень родства, особенно если они выданы до образования Российской Федерации. Восстановление их крайне затруднительно.

Кроме того, следует сохранить расписку о получении денег, выданную продавцом при оформлении сделки купли-продажи. Этот документ подтвердит право на собственность, если вдруг кто-то из наследников предыдущего владельца захочет вернуть квартиру в семью.

Благонадежность собственника подтверждают и квитанции об оплате коммунальных услуг, которые хранятся в течение 3 лет.

Наследство и дарение
Утерянное свидетельство о наследстве, договор дарения можно восстановить в нотариальной конторе или в Федеральном Управлении государственного регистрационного центра (ФУГРЦ). Для этого нужно обратиться в одну из указанных организаций с заявлением, паспортом, предъявить квитанцию об оплате за услуги. На основании представленных документов обратившемуся выдадут дубликат (у нотариуса) или ксерокопию (в ФУГРЦ).

Свидетельство о наследстве, как и договор дарения, восстанавливается в нотариальной конторе (дубликат) или в ФУГРЦ (ксерокопия). Для этого понадобятся заявления, копия паспорта и квитанция об оплате пошлины. Однако могут возникнуть и проблемы. Речь идет о правах объявившихся внезапно других наследников. При этом нотариальные конторы не несут ответственности за проверку документов, и разбираться в том, кто является владельцем квартиры, будет уже суд.

В любом случае при возникновении трудностей в получении документов не стоит забывать о специалистах, которые помогут разрешить конфликтные вопросы. Опытные риэлторы и юристы подскажут, что предпринять в той или иной ситуации. А если собственник всерьез обеспокоен возможностью утраты документов, существует подстраховка. Чтобы избежать правовых недоразумений, необходимо делать копии всех бумаг, заверять их у нотариуса и помещать на хранение в банковскую ячейку либо сохранять на электронный носитель.

Рубрика:

Юридическая консультация

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Юридическая консультация"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Право"

Статьи о недвижимости