Купить Снять
Избранное
Избранное:

Пропали документы на жилье! Что делать?

Пропали документы на жилье! Что делать?

Потеря документов на квартиру не означает потерю прав


Документы на квартиру люди хранят с особым трепетом, порой даже считая, что без бумажного подтверждения утрачивается и право владения. Возможно, сто лет назад именно так и было, но в XXI веке благодаря электронным базам данных можно быстро восстановить утерянные документы. Собственнику придется осуществлять восстановление документов разными способами в зависимости от их значимости и причин утраты. 

Возврат документов

Чаще всего документы на квартиру теряются по причине пожаров, потопов, природных катаклизмов и человеческой забывчивости. Некоторые из них вовсе не обязательно восстанавливать, а без иных невозможно и шагу ступить при манипуляциях с недвижимостью. Но в любом случае собственник вправе обратиться за выдачей дубликатов и копий. 

Если собственник подозревает, что его документы могли попасть в руки преступников, то следует незамедлительно подать заявление в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). В заявлении лучше указать, что с недвижимостью запрещается проводить любые действия, в том числе по доверенности, без личного присутствия собственника, таким образом исключив продажу квартиры по поддельной доверенности.

Обязательные документы на квартиру

Обязательными документами на квартиру являются те, без которых невозможны продажа недвижимости или оформление наследственных прав, – правоустанавливающие (договор купли-продажи, свидетельство о наследовании, приватизации, дарении и прочее) и правоподтверждающие (свидетельство о государственной регистрации права собственности). 

Свидетельство о государственной регистрации права собственности является бумагой, подтверждающей факт внесения записи о регистрации в государственный реестр прав (ЕГРП), именно на этом информационном ресурсе хранятся данные о действиях с недвижимым имуществом. Кстати, с 2013 года доказать свое право можно не только с помощью такого первоочередного документа на квартиру, как свидетельство, но и выпиской из ЕГРП, но, безусловно, при продаже квартиры степень доверия будет выше к свидетельству.

Если договор был заключен в обычной письменной форме (например, купля-продажа, дарение, мена), то копию договора можно затребовать в архиве управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а затем заверить ее у нотариуса. Если какой-либо договор оформлялся в сопровождении нотариуса, то в его офисе должна храниться копия, особенно это касается свидетельств о праве наследования и договоров купли-продажи. 

За восстановлением документов на квартиру следует обращаться с соответствующим заявлением в территориальное подразделение управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Конечно, за любую справку или выдачу документов придется заплатить госпошлину, для физических лиц госпошлина за восстановление правоустанавливающего документа составит 350 рублей. 

Для получения дубликата свидетельства о регистрации права придется подать в орган регистрационной службы заявление, паспорт, квитанцию об оплате госпошлины и документ, подтверждающий право собственности, например, дарственную, договор купли-продажи или договор долевого участия. Выданная бумага будет похожа на оригинал, но с отметкой «взамен утраченного». Процесс получения данного документа на квартиру может занять от недели до месяца и стоит около 200 рублей.

В случае приобретения недвижимости по договору о вступлении в жилищно-строительный кооператив (ЖСК) собственнику нужно будет в первую очередь получить копию справки о внесении паевого взноса, а потом восстановить документ через управление кооператива. Даже если в ЖСК не окажется копии справки, строительный кооператив выдаст новую справку, так как важен сам факт полной выплаты паевого взноса.

Второстепенные бумаги

После возврата документов особой важности можно приступить к восстановлению второстепенных бумаг, таких как технический и кадастровый паспорта. В этих бумагах содержатся все характеристики объекта (метраж, план этажа, точный адрес, планировка) и его оценочная стоимость. Жильцам они могут никогда не пригодиться, если нет изменений в характеристиках, но при продаже покупатель почти наверняка захочет на них взглянуть, ведь официальный документ красноречивее описаний собственника. Причем запросить документы на квартиру может и не собственник квартиры, а, допустим, потенциальный покупатель, желающий проверить достоверность информации. 

В случае утраты технического и кадастрового паспортов их можно получить повторно в многофункциональном центре района (МФЦ) или Росреестре. В среднем срок оформления этих документов на квартиру составляет неделю, но дело может затянуться, если в квартире была проведена незаконная перепланировка. При отсутствии перепланировок госпошлина за изготовление нового технического паспорта будет около 200 рублей, а сама процедура займет неделю.

Редкий случай

Иногда с возвратом документов на квартиру могут возникнуть серьезные сложности. Например, проблемы возможны при получении копии правоустанавливающих документов на квартиры, приватизированные до 1998 года, так как только с 1998 года начал работать ФЗ № 122 «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Копию подлинника документа на приватизацию квартиры можно получить в Бюро технической инвентаризации (БТИ) по Санкт-Петербургу. Необходимо будет предъявить паспорт, оплаченную квитанцию, заявление на получение дубликата и, желательно, хоть какие-то иные документы, связанные с недвижимостью (копии). Если же квартира приватизировалась в долях, то в БТИ нужно будет явиться всем собственникам с паспортами. В среднем от подачи заявления до выдачи новых документов на квартиру проходит две недели, и при получении присутствие других собственников уже не обязательно. 

К особым случаям относятся и квартиры, в которых жилец проживает по договору социального найма. Договор заключается сроком более чем на год, и его обязательно регистрируют. Получить ксерокопии или дубликаты договора можно в местном регистрационном органе.

Меры предосторожности

Остается добавить, что осторожность в обращении с документами и предусмотрительность убережет владельца от дальнейших трудностей, связанных с их восстановлением. Самое простое, что можно сделать, – отксерокопировать все документы и отправить копии на хранение к родственникам или в личный сейф, если таковой имеется. Дело в том, что, в отличие от грабителей, стихийные бедствия или пожар способны добраться до самых укромных тайников, поэтому для безболезненного восстановления бумаг не помешает иметь про запас копии. Собственники элитной недвижимости могут позволить себе даже арендовать банковскую ячейку, но лучше всего хранить копии и оригиналы документов на квартиру в разных местах.  
Рубрика:

Юридическая консультация

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Юридическая консультация"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Право"

Статьи о недвижимости