Купить Снять
Избранное
Избранное:

Штрафной угар

Штрафной угар

«Угрызения совести начинаются там, где кончается безнаказанность», – сказал французский литератор и философ Гельвеций

 
Штрафы за просрочку оплаты коммунальных услуг могут вырасти почти в два раза уже в 2015 году. 

Правительство направило соответствующий законопроект в Госдуму.

Как пишут «Известия», согласно тексту документа, пени за просрочку платежей увеличатся с 1/300 до 1/170 ставки рефинансирования в день. Сейчас она составляет 8,25%. В итоге должники будут выплачивать своим управляющим компаниям 17,7% годовых от суммы задолженности. Изначально планировалось, что проценты начнут начислять уже с первого дня просрочки, однако затем потребителям дали 90 дней на беспроцентное погашение долга. Предполагается, что пени будут выплачиваться не только гражданами, но и всей цепочкой поставщиков коммунальных услуг.

«Я считаю, что этот штраф должен быть сравним с банковским кредитом, ведь, по сути, неоплата – это и есть кредит неплательщику», – отметил заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис. Учитывая данные Центробанка, пени за просрочку оплаты коммунальных услуг действительно практически сравняются со средней стоимостью потребительского кредита, который в середине февраля 2015 года предоставлялся под 18,8% годовых при кредитовании на сумму от 300 тыс. рублей.

По словам председателя комитета ЖКХ Госдумы Галины Хованской, закон может быть принят до конца весенней сессии. 

Напомним, по словам министра строительства и ЖКХ Михаила Меня, в прошлом году задолженность потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства превысила 134 млрд рублей, тогда так в 2013 году она составляла 113 млрд. Очевидно, что в текущем году эта цифра только увеличится, в первую очередь из-за кризиса. Вопрос лишь в том, помогут ли новые штрафы бороться с неплательщиками.

По данным компании «Секвойя Кредит Консолидейшн», от 8% до 10% россиян относятся к категории хронических неплательщиков за услуги ЖКХ. При этом около 20% потребителей-должников не воспринимают услуги ЖКХ как коммерческий продукт, за который надо платить. В отношении коммунальных услуг у россиян сформирована четкая позиция, основанная на принципе: «Платить в последнюю очередь или не платить вообще». Такие настроения подогреваются сохранившимися еще с советских времен лозунгами, что все ресурсы – это общее достояние, поэтому платить необязательно. Как это ни удивительно, в сознании значительной доли потребителей-физических лиц устоялось понятие, что потребленные ресурсы и услуги – это некоммерческий продукт. То есть наступают холода, и батареи должны греть независимо от того, оплачены данные услуги потребителем или нет. Около 10% жителей просто-напросто забывают оплачивать коммунальные услуги. В первую очередь это касается тех, у кого в собственности более двух квартир, в одной из которой никто не проживает (например, она была куплена в инвестиционных целях). Кроме того, некторым состоятельным гражданам свойственна привычка оплачивать услуги раз в год, то есть в течение года все приходящие платежки складываются в общий ящик, а в конце года оплачиваются.

Зачастую нежелание потребителей оплачивать услуги ЖКХ вызвано несоответствием цены и качества услуг (недостаточный уровень отопления, низкая температура воды из горячего крана и т.п.). И в ряде случаев нарушения нормативов со стороны компаний, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, действительно имеют место. Но, по данным опросов «Секвойя Кредит Консолидейшн», нередки ситуации, когда потребители просто не понимают, из чего складывается цена на те или иные услуги ЖКХ, считают их несправедливо завышенными и также перестают платить.

Между тем, несмотря на усиление ответственности за просрочку оплаты «коммуналки», действующее законодательство позволяет выселять из квартиры только проштрафившихся нанимателей жилья, и то в крайних случаях. У собственника-неплательщика, особенно если речь идет о единственном жилье, сегодня изъять квартиру практически невозможно. Поэтому новые штрафы можно считать очередным примером пугающей социальной рекламы, рассчитанной не столько на злостных неплательщиков, сколько на забывчивых потребителей коммунальных услуг.

Рубрика:

Слово редактора

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из рубрики "Слово редактора"

Эксклюзивные предложения

Смотреть все

Другие статьи из раздела "Журнал БКН.РУ"

Статьи о недвижимости