Участки в области оценят по кадастру в 2019 году

Участки в области оценят по кадастру в 2019 году

Земли населенных пунктов и сельхозназначения – первые в очереди на оценку

В интервью BKN.RU директор ГБУ ЛО «Ленинградское областное учреждение кадастровой оценки» («Ленкадастр») Юрий Зиньковский рассказал о задачах и планах созданной в этом году организации и дал советы собственникам по вопросам кадастровой оценки.

 

– Юрий Валериевич, в соответствии с законодательством с 1 января 2017 года проводить государственную кадастровую оценку в субъектах РФ может только уполномоченное бюджетное учреждение региона. «Ленкадастр», созданный 14 сентября 2017 года в соответствии с распоряжением правительства Ленобласти от 24.08.2017 № 424-р и требованиями закона № 237-ФЗ, стал таким учреждением в 47-м регионе. Какие первоначальные задачи поставлены перед возглавляемым вами учреждением?

– Да, действительно, во исполнение требований Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» № 237-ФЗ, принятого 3 июля 2016 года, 14 сентября 2017 года было зарегистрировано в налоговом органе Государственное бюджетное учреждение Ленинградской области «Ленинградское областное учреждение кадастровой оценки», сокращенно ГБУ ЛО «Ленкадастр». В соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона № 237-ФЗ учреждение обладает рядом полномочий. Во-первых, это определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки. Во-вторых, определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки. В-третьих, предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости. В-четвертых, рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. И в-пятых, сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе данных рынка недвижимости, а также информации, использованной при проведении государственной кадастровой оценки и формируемой в результате ее проведения.

Однако надо заметить, что в настоящее время идет период подготовки к проведению государственной кадастровой оценки, которая начнется в 2019 году. Этот период достаточно длинный, и предваряет проведение государственной кадастровой оценки, включая в себя сбор, обработку, систематизацию, накопление значительного объема информации, необходимой для определения кадастровой стоимости по 2,9 млн объектов недвижимости, расположенных на территории Ленинградской области.

 

– 24 ноября было опубликовано распоряжение правительства Ленобласти, регламентирующее работу по государственной кадастровой оценке. Расскажите о нем подробнее.

– Очевидно, вы имеете в виду распоряжение правительства Ленинградской области № 565-р от 27.10.2017. Данное распоряжение издано во исполнение требований части 1 статьи 6 Федерального закона № 237-ФЗ и по сути является решением уполномоченного органа субъекта Российской Федерации о проведении государственной кадастровой оценки.

В данном распоряжении указан год проведения государственной кадастровой оценки в Ленинградской области – это 2019 год, категории земель, подлежащих оценке, – это земли водного фонда, земли населенных пунктов, земли сельскохозяйственного назначения. Всего планируется оценить порядка 1,265 млн объектов. Извещение о проведении государственной кадастровой оценки опубликовано в областной газете «Вести» № 91 за 24 ноября 2017 года и в сети Интернет на официальном сайте Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом. В этом извещении также сказано о начале приема ГБУ ЛО «Ленкадастр» деклараций о характеристиках объектов недвижимости от правообладателей таких объектов.

 

– Какими источниками и ресурсами вы собираетесь пользоваться для определения кадастровой стоимости объектов в соответствии с законом 237-ФЗ?

– Государственная кадастровая оценка проводится на основе принципов единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости. Соответственно, и подход к выбору источника и ресурсов должен быть взвешенным и строгим.

В первую очередь это сведения, содержащиеся в Перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, который формируется органом регистрации прав (Росреестром) на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки, сведения, содержащиеся в учетно-технической документации, а также сведения, содержащиеся в официальных информационных базах, информация, содержащаяся в предоставленных по запросу учреждения федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им организациями документах. При проведении государственной кадастровой оценки также будет учитываться информация об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В целях сбора и обработки информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, правообладатели объектов недвижимости вправе предоставить бюджетному учреждению декларации о характеристиках соответствующих объектов недвижимости – то есть сведения от правообладателей объектов.

Дополнительно анализируются данные открытого рынка, включая информацию, имеющуюся в распоряжении агентств недвижимости, проводится работа с муниципальными образованиями, комитетами, ведомствами и подчиненными им организациями в отношении установления характеристик объектов недвижимости.

Единственный ресурс, который предусмотрен, – это коллектив ГБУ ЛО «Ленкадастр», где удалось собрать группу специалистов высокой квалификации, обладающих, в том числе, опытом проведения кадастровой и рыночной оценки. Коллектив профессионалов согласился возглавить известный в оценочном сообществе специалист Андрей Юрьевич Бойко, авторитет которого, я думаю, ни у кого не вызывает сомнения.

 

– Какую роль в вашей работе может играть сотрудничество с такими ресурсами как BKN.RU и ZAGOROD.SPB.RU?

– Что касается названных вами ресурсов, то мы считаем, что они вполне заслужили доверие своей объективностью и весьма внушительным объемом информации, которая поможет нам непредвзято оценить объекты недвижимости. Однозначно могу сказать, что взаимовыгодное сотрудничество с подобными ресурсами позволит оптимизировать и максимально актуализировать информацию, используемую для определения кадастровой стоимости, что, несомненно, будет влиять на корректность расчетов.

 

– Какие проблемы, связанные со спецификой рынка недвижимости Ленинградской области, усложняют вашу работу в наибольшей степени? Как вы их собираетесь решить?

– Я думаю, возникающие проблемы характерны не только для рынка Ленинградской области, но и для страны в целом. Во-первых, это несоответствие застройки участков виду разрешенного использования и (или) категории земель, хотя при этом постройка может находиться на учете в ЕГРН; значительное количество объектов, в силу ряда причин не состоящих на учете ЕГРН. Во-вторых, отсутствие установленных границ земельных участков и зонирования территорий.

Вопросов и проблем на данном этапе достаточно много. Именно для их решения до начала определения кадастровой стоимости необходимо провести колоссальную подготовительную работу, направленную на сбор, уточнение, проверку уже имеющейся информации об объектах недвижимости. Эта работа, как говорилось раньше, уже начата.

Возможно, с нашей стороны появятся предложения о внесении изменений в действующие нормативные акты – подобная масштабная работа в стране проводится впервые, и в части реализации отдельных этапов нам не хватает нормативно-правовой и законодательной базы. Также на всех этапах необходимо активное взаимодействие с правообладателями объектов, муниципальными органами власти, федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им организациями, в том числе в части получения информации, необходимой для проведения государственной кадастровой оценки.

 

– Когда планируется произвести государственную кадастровую оценку всех объектов недвижимости Ленобласти? Какова очередность тех или иных районов?

– Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимает правительство Ленинградской области в соответствии с Федеральным законом № 237-ФЗ. В принятом решении должны содержаться следующие сведения: год проведения работ по определению кадастровой стоимости; вид или виды объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о проведении государственной кадастровой оценки; категория (категории) земель в случае, если объектами недвижимости, подлежащими государственной кадастровой оценке, являются земельные участки; наименование субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены объекты недвижимости, в отношении которых принято решение о проведении государственной кадастровой оценки.

В соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона № 237-ФЗ государственная кадастровая оценка может быть проведена одновременно в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в случае принятия соответствующего решения.

На сегодняшний день решение о проведении кадастровой оценки, как уже говорилось, принято в отношении земель водного фонда, сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов.

 

– Какие советы вы можете дать покупателям и собственникам загородных домов, дач, участков и квартир, чтобы исключить спорные вопросы, связанные с кадастровой оценкой их собственности? Где они смогут узнать, как государство оценило их объект, и каков порядок оспаривания кадастровой оценки?

– Я посоветовал бы в случае изменения характеристик объектов недвижимости незамедлительно внести такие изменения в ЕГРН, чтобы при проведении государственной кадастровой оценки они были корректно учтены. Подавляющее большинство проблем у правообладателей возникает как раз из-за некорректно учтенных сведений, что в конечном итоге сказывается на результатах оценки.

Порядок оспаривания кадастровой стоимости установлен статьей 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» № 237-ФЗ от 03.07.2016, которая гласит, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами, если результаты затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в комиссии, в случае ее создания в субъекте Российской Федерации, или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не обязательно.

 

Беседовал Павел Черняков 

Рубрика:

Интервью

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из раздела "Экспертные мнения"