Петербург и Вильнюс: города-побратимы с богатым наследием

Петербург и Вильнюс: города-побратимы с богатым наследием

Интервью с генеральным консулом Литвы в Петербурге Дайнюсом Нумгаудисом


Санкт-Петербург и Вильнюс – города-побратимы, исторические центры которых внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. О сходствах и различиях двух стран в подходе к охране наследия нам рассказал генеральный консул Литовской Республики в Петербурге, член комиссии ЮНЕСКО в 1997-2015 гг. Дайнюс Нумгаудис.

 

– Отличается ли подход к сохранению культурного наследия в Вильнюсе и Петербурге?

– Я думаю, и в России, и в Литве и жители, и власть хотят сохранить то богатое наследие, которое мы имеем. И в этом смысле принципиальных расхождений нет. Но в мелочах отличия есть. Например, в том, как проходят общественные обсуждения проектов. В Литве дискуссии о проведении реконструкции или строительстве нового здания проходят очень открыто и конструктивно: проектам действительно непросто пройти общественный контроль.

 

– В какой форме проходят такие обсуждения?

– Это зависит от объекта. Бывают вопросы, по которым необходимо провести три общественных слушания, о них объявляется в прессе. Это серьезный порог для проекта, поскольку люди далеко не всегда готовы принять новое, но на этот случай существуют апелляционные инстанции.

 

– В Петербурге есть ряд очевидных градостроительных ошибок, допущенных в последние два десятилетия. Есть ли подобные в Вильнюсе?

– Конечно, есть. Я думаю, одна из главных ошибок Вильнюса, которой петербуржцам в основном удалось избежать, заключается в разрешении строить большие торговые центры в сердце города: увеличился машинопоток, появились экологические проблемы. С другой стороны, мы стараемся ошибки исправлять. В Вильнюсе есть случаи сноса построенных не по правилам зданий, когда согласовано было одно, а построили другое. На застройщиков это действует очень отрезвляюще.

 

– А по каким принципам идет новая застройка?

– Мы стараемся балансировать между сохранением старого и соответствием новому. Нам почти удалось сохранить небесную линию в центре города, хотя она не является объектом охраны. В Литве также есть такое понятие как авторское право на объект: архитектор проектирует уникальное здание, и никто кроме него не может производить с этим зданием никаких действий. Либо он сам, либо с его разрешения. Авторское право переходит по наследству и действует еще полвека. В этом есть и минусы, и плюсы: снести или перестроить здание непросто.

Если говорить о жилой застройке, то массовое строительство началось в Вильнюсе позже, чем в Петербурге, и оно имело больше черт индивидуальности: например, авторы района Лаздинай в Вильнюсе получили в 1974 году Ленинскую премию, микрорайон Жирмунай – государственную премию. Эти районы стали показательными, при застройке был учтен рельеф, а из типичных блоков были построены и нетипичные дома, в новых районах остались некоторые черты здесь бывших деревень, больше зелени, построены интересные здания для общественных нужд, являющиеся архитектурными доминантами. Потом был кризис, средств на строительство не было, и за годы вынужденной паузы был принят ряд конструктивных ограничений, которые также пошли на пользу. К тому же многие жители Вильнюса стремятся переехать за город и жить в коттедже или доме. Это означает, что спрос на «муравейники» меньше.

 

– В Петербурге сегодня идут активные споры, «пускать» ли инвесторов в исторический центр. Как решен этот вопрос в Вильнюсе?

– В Литве приветствуются инвесторы, поскольку государство участвует в экономике намного меньше, чем в России. В последние годы для состоятельных людей даже стало престижно строить согласно строгим правилам и сохранить исторический облик строения. Власть всячески содействует такому подходу, дает льготы и преференции. Например, если делается реконструкция охраняемого исторического объекта, до половины нужной суммы можно получить из Департамента по охране памятников. Есть случаи, когда старые фрески или панно, находящиеся под охраной государства, не встроить в новый интерьер: тогда их просто закрывают, консервируют, подстраивая помещение под современную функцию. Придет время – и их можно будет снова открыть и показать миру, в другом оформлении.

 

Беседовала Елена Корсунская

 

Рубрика:

Интервью

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из раздела "Экспертные мнения"