Транспортная реформа: будущее без маршруток

Транспортная реформа: будущее без маршруток

Интервью с и.о. директора СПб ГКУ «Организатор перевозок» Владимиром Шведченко

 
Петербург готовится к масштабной транспортной реформе. Три года назад аналогичные изменения коснулись Москвы – комфортабельные автобусы с фиксированной ценой проезда и полный отказ от привычных для любого города страны маршруток. Реформа завершится уже в следующем году. Чего ждать горожанам и не случится ли транспортного коллапса? Об этом мы спросили у и.о. директора СПб ГКУ «Организатор перевозок» Владимира Шведченко.

 

– Каким станет Петербург по окончании реформы? Каковы цели?

– Наше учреждение разрабатывает предложения по изменению маршрутной сети и направляет их в Комитет по транспорту, после чего они утверждаются городскими властями. Цель такой работы – город, удобный для жизни: более качественное транспортное обслуживание горожан, цивилизованный общественный транспорт.

Это новые автобусы, трамваи, троллейбусы. Одного, достаточно яркого, цвета, чтобы пассажиры могли легко различить их в пестром транспортном потоке. Оборудование абсолютно всех транспортных средств приспособлениями для перевозки маломобильных граждан, оплаты проезда электронными билетами и пластиковыми картами с учетом всех видов льгот. Это как минимум одна остановка на расстоянии менее 500 метров от дома или работы.

Что касается расписания движения, то в часы пик транспорт от каждой остановки будет отправляться не реже, чем раз в 10 минут. Контролировать процесс будет специальный диспетчерский центр. Он же проследит, чтобы автобусы ходили с равными промежутками, а посадка-высадка занимала не более 30 секунд.

 

– Звучит фантастично. Но где взять место, скажем, для новых остановок в центре?

– На тротуарах в центре города устанавливаются специальные узкие павильоны, которые не мешают пешеходам. Но там, где пассажиропоток большой и позволяет площадь, будут установлены инновационные павильоны – оснащенные информационными табло, видеокамерами, портами для зарядки, точками wi-fi и автоматами для продажи проездных билетов. Их будет несколько сотен по городу.

 

– Реформа предполагает отмену маршруток-«газелей». Что будет взамен?

– Это не просто отмена ради отмены. Сегодня городская власть имеет право ограничивать тариф на маршрутках. И пользуется этим правом, сохраняя верхний предел в 40 рублей. Но через год такие ограничения станут незаконными. Сегодня городская власть имеет право контролировать безопасность работы маршруток, и часто предотвращает выезд на линию неисправных транспортных средств. Но через год такой контроль сможет осуществлять только федеральный орган, штатная численность которого чуть более 30 человек на 3500 маршруток. Предвосхищая хаос на дорогах, мы переходим на работу общественного транспорта только по регулируемому тарифу. А это – перевозка горожан чистыми, исправными, кондиционируемыми автобусами со всеми действующими льготами. Парк автобусов не только обновится, но и значительно увеличится, возрастет количество выделенных полос для движения общественного транспорта.

 

– Сколько стоит эта реформа? Не получится ли, что она будет выполнена частично, а потом окажется, что средств ее завершить нет? Мы ведь знаем такие истории.

– В настоящий момент окончательные расчеты реформы еще не готовы. Поэтому точные цифры называть преждевременно. Особенность предстоящих изменений в транспортной сфере Санкт-Петербурга заключается в том, что их невозможно провести частично. «Частично» – это то, что мы имеем сейчас – социальный транспорт, которого не хватает, и огромное число маршруток, которые «перехватывают» пассажиров, блокируют остановки, а через год вовсе станут нерегулируемыми, как по тарифу за проезд, так и по возможности контроля качества перевозок со стороны городской власти. Сейчас половина пассажиров общественного транспорта имеют льготы на оплату проезда, но не могут ими воспользоваться, так как не везде есть автобусы, и люди вынуждены пользоваться маршрутками. По сути, горожане вынуждены платить дважды: как налогоплательщики – за социальный транспорт, и как пассажиры – наличным рублем в маршрутке.

Если вести подсчеты корректно, то реформа в несколько раз дешевле, чем это пытаются представить. Корректно это означает, что от запланированных 15 млрд рублей нужно отнять почти 4 миллиарда, которые уже ежегодно выплачиваются негосударственным перевозчикам в качестве субсидий за работу на социальных маршрутах. Кроме того, 170 млн поездок, ежегодно совершаемых льготными пассажирами на маршрутках, невольно складываются в долг перед ними, измеряемый суммой 5 млрд рублей. Соответственно, если от 15 миллиардов отнять 9, чистые затраты на реформу составят около 6 миллиардов. Но и их нельзя назвать затратами. Фактически жители города получат взамен частные инвестиции в размере более 20 млрд рублей, вложенные в общественный транспорт.

Пассажиров повезут 2500 новых комфортабельных автобусов, оборудованных климатическими установками, с низким расположением пола, с возможностью зайти в любой автобус с детской коляской, оплатить проезд любым способом по льготным тарифам и скидочным программам. И, что, возможно, еще более важно, все автобусы будут соблюдать интервалы движения, не будут «толкаться» на остановках, а свободно подъезжать к ним, безопасно для пассажиров осуществлять посадку-высадку.  Если же вести подсчеты экономического эффекта от затрат на реформу совсем корректно, то нужно учитывать и то, что регулируемое движение общественного транспорта существенно разгрузит улично-дорожную сеть города, станет меньше пробок, вырастет средняя скорость автомобильного потока.  

 

Беседовала Елена Корсунская 

 

 

 

Рубрика:

Интервью

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из раздела "Экспертные мнения"