Варшавский вокзал: история удивительной трансформации

Варшавский вокзал: история удивительной трансформации

Чем жил Варшавский вокзал и что сейчас находится на его месте

Сейчас по адресу: набережная Обводного канала, дом 118 находится довольно популярный торгово-развлекательный центр «Варшавский экспресс» с ледовым катком и кинотеатром, однако прежде здесь располагался вокзал, от которого начиналась знаменитая железнодорожная магистраль, в XIX столетии соединявшая Россию с Варшавой и другими крупными европейскими городами.

 

Немного истории

Строительство Варшавского вокзала проходило в 1852-1853 годах. Здание было спроектировано К. А. Скаржинским. Оно охватывало платформы, над которыми словно парила в воздухе арочная конструкция с застекленной крышей. Изначально вокзал использовался для железной дороги в Гатчину, где располагалась царская резиденция. Длина полотна составляла около 45 км.

 

В 1860 году, когда потребовалось расширить вокзал, было построено новое здание по проекту П. О. Сальмановича. Он же спроектировал дома для сотрудников вокзала, одна из этих построек сохранилась и по сей день. За десять лет пользования стеклянной крышей, которая была плодом передовой инженерной мысли того времени, стало ясно, что в реальности ее установка оказалась не самым удачным решением – крыша постоянно загрязнялась дымом паровозов и была исключительно дорогой в обслуживании. Однако ее не разбирали еще долгие годы.

 

Дни популярности

Железная дорога Петербург-Варшава стала второй крупной магистралью в Российской империи после первого пути Петербург-Москва. Это была важнейшая транспортная артерия, пользовавшаяся большой популярностью среди жителей европейских столиц (теперь в Петербург, хоть и с пересадкой, можно было попасть из Берлина и Вены). Именно здесь эксплуатировался описанный Набоковым элитный «Норд-экспресс», доставлявший богатых петербуржцев в Париж. Ходили здесь и личные, «семейные» поезда, принадлежавшие влиятельным российским фамилиям – в частности, знаменитый императорский поезд. Исключительно важной дорога оставалась вплоть до 1914 года, затем использовалась лишь иногда – например, во время Первой мировой войны Варшавский вокзал стал пунктом, куда отправляли эшелоны с ранеными.  А с 1918-го и вплоть до 1944 года дорога была практически заброшена.

 

В послевоенное время о ней опять вспомнили, и она стала активно использоваться, однако путь был сокращен до Гродно. Интересно, что сначала дорогу не стали электрифицировать, и по ней долгое время так и ездили тепловозы. Одним из наиболее популярных поездов был Петербург-Львов – он ходил несколько раз в неделю. Электрификация Варшавской линии произошла лишь в 1967 году, тогда же разобрали часть остекленной крыши вокзала.

 

Дни забвения

После распада Советского Союза дорога окончательно пришла в упадок, а через несколько лет часть железнодорожных путей (от Вильнюса до Гродно) была ликвидирована. Впоследствии прибалтийские направления перевели на Витебский вокзал. К началу XXI века Варшавский вокзал перестал использоваться. В 2001 году городские власти приняли решение о его реконструкции. После того как здание было обновлено, там открылся торгово-развлекательный центр «Варшавский экспресс», а на части путей развернули Музей железнодорожной техники имени Чубарова. Таким образом, от старого вокзала остались лишь воспоминания. А еще он дал названия соседним проезду, улице и мосту через Обводный канал.

 

Новое время

 

Сегодня там, где прежде располагались железнодорожные пути, и поблизости ведется строительство жилых домов. Здесь находятся участки застройки ЖК «ARTквартал.Аквилон» от строительной компании «Аквилон Инвест», ЖК «Легенда на Московском, 65» от Legenda Intelligent Development, ЖК «Галактика» и ЖК «Галактика Премиум» от «Эталон ЛенСпецСМУ».

 

Уже построен ЖК «Времена года» от компании «Меридиан Девелопмент». Также неподалеку расположены такие объекты как МФК Studio Moskovsky от RBI, ЖК «Империал» от компании «Л1» и ЖК «Дом на Киевской» от застройщика «Эльба». Сейчас территория бывшего Варшавского вокзала и близлежащих промышленных зон выглядит как гигантская стройка, обнесенная заборами (и, по факту, таковой и является), однако эта локация весьма перспективна – после того, как все перечисленные проекты будут реализованы, а общественные зоны благоустроены, место станет весьма комфортным для постоянного проживания и отдыха.

Рубрика:

Назад и в будущее

Комментарии
оставить комментарий

Другие статьи из раздела "Недвижимость"